В России почти 400 тысячам детей требуется инклюзивное образование

По данным Пенсионного фонда России, по состоянию на 1 января 2015 года в России насчитывается 604 850 детей до 18-ти лет, имеющих ограничения по здоровью, из них детей-инвалидов в возрасте от 8 до 17 лет, то есть школьного возраста – около 378 тысяч человек.

Участница проекта Общественной палаты РФ «Перспектива» Анна Хрястунова проводит мониторинг российских школ на наличие доступной среды и условий в них для инклюзивного образования. Гражданские активисты и эксперты начали проверки фактических условий для обучения детей с ограничениями по здоровью с вологодских школ.

Проверка должна показать, обладают ли учебные заведения безбарьерной средой не только для школьников-колясочников, но и школьников с ограничениями здоровья по зрению, слуху и т.д., а именно: есть ли пандусы, снижены ли пороги, расширены ли дверные проемы, оборудован ли санузел, доступны ли детям все этажи школы, также проверяется наличие направляющих, тактильной плитки и другие параметры.

В ходе мониторинга проверяется наличие специального учебного оборудования, методических пособий, учебников со шрифтом Брайля.

Кроме этого, общественники проверяют, есть ли в школе педагоги, умеющие пользоваться оборудованием в учебном процессе, тьюторы – индивидуальные помощники школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Мониторинг в Вологодской области, которая стала пилотным регионом, показал, что из восьми школ Вологды доступная среда частично есть пока только в трех.

«Ни в одной школе условия для инклюзивного образования не созданы полностью. Есть лишь частично, а значит, есть над чем работать. Мы уже опробовали практику такого мониторинга на Вологде в качестве пилотного проекта. Важно, что кроме условий инклюзивного образования мониторинг направлен и на создание дружелюбной среды среди школьников с ограничениями по здоровью и без. Опыт будет продолжен. Дальше мы будем распространять практику проверок и на другие регионы.

Уже по предварительным результатам проверки, совместно с Общественной палатой РФ, мы разрабатываем рекомендации для профильных министерств и ведомств.

Например, очевидно, что школы, которые обучают детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждаются в дополнительных преференциях и законодательных инициативах, направленных на улучшение условий инклюзивной образовательной среды и это обязательно будет указано в наших рекомендациях», — сообщила Хрястунова.

Она также добавила, что в 2015 году условия инклюзивного образования должны быть созданы во всех восьми школах Вологды.

В Вологодской области универсальная безбарьерная среда должна быть создана в 84 школах.

Мониторинг школ проводится в рамках исполнения поручений Президента РФ по итогам пленарного заседания Общественной палаты России, состоявшегося 23 июня 2015 года на котором член ОП РФ Диана Гурцкая подняла вопрос о проблеме условий инклюзивного образования в школах.

«При участии общественных палат субъектов Российской Федерации и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти провести мониторинг реализации государственной политики в области обеспечения доступа детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов к качественному образованию, обратив внимание на наличие условий для инклюзивного образования», — говорится в поручении Президента.

Источник: Пресс-служба Общественной палаты РФ, 31.08.2015