Как учитель из Чувашии создала инклюзивный детский сад

Людмила ЛекареваВот уже шесть лет в Чебоксарах существует инклюзивный детский сад Дошкольная академия, в стенах которого развиваются детсадовцы разных возрастов с особенностями развития и без. Его создала учительница английского языка Людмила Лекарева. Сама Людмила мамой особого ребенка не является, хотя всех воспитанников академии считает своими. Всего здесь обучаются более сотни детей.

История особого детского сада

Детский cад «Дошкольная академия» расположился в новом микрорайоне Чебоксар. Его окружает зеленый забор со специальной системой пропуска. Внутрь можно попасть только после общения с охраной – вопрос безопасности тут держат на серьезном контроле. Центр окружен площадками для прогулок с яркими верандами и новенькими горками. Внутри – красочные картины и фотографии.

25 лет назад Людмила Лекарева, будучи тогда студенткой выпускного курса, поехала в США по программе «Ворк энд Тревел». Будущий учитель английского языка попала на работу в нью-йоркский лагерь для детей с ограниченными возможностями здоровья.

«У нас была интернациональная группа вожатых, и, честно признаться, к работе с особенными детками никто не был подготовлен. Когда я познакомилась с детьми с разными диагнозами, сначала испытала шок. Но руководство лагеря проводило много психологических тренингов, и постепенно я научилась их чувствовать и понимать. Больше всего меня поразило, как бережно там относятся к родителям. Лагерь создан для того, чтобы родители на протяжении двух недель смогли немного отдохнуть. И это действительно важно, ведь если у родителя есть возможность морально отдохнуть, то на уход и заботу за особенным ребенком остается больше сил. Я получила колоссальный опыт, и спустя много лет этим знаниям было суждено распаковаться», — рассказывает создательница академии.

После работы в Америке Людмила Лекарева вернулась в Россию и устроилась работать по специальности учителем английского языка в чебоксарской гимназии. Спустя много лет она поняла, что хотела бы открыть частный детский сад. Как она признается, изначально он не задумывался как инклюзивный. Такой статус он приобрел, когда туда пришли первые воспитанники с ограниченными возможностями здоровья.

«Еще работая в школе, я заметила, что в первый класс все дети приходят с разной подготовкой. Уже тогда определила, что нужна какая-то преемственность между детским садом и школой, проще говоря, необходимо подготовительное образование между двумя этими ступенями. Если переход из детского сада в школу для обычных детей зачастую является стрессовой ситуацией, то для детей с ОВЗ он происходит еще более болезненно. Поэтому я решила открыть частный детский сад, в котором можно будет не просто находиться, а получать дополнительное развитие и образование всем детям, в том числе особенным», — объясняет Людмила Лекарева.

Первые трудности

По словам основательницы академии, при открытии детского сада пришлось столкнуться с некоторыми трудностями.

«Одной строительной организации очень хотелось, чтобы здесь, в новом микрорайоне, был детский сад. Нам выделили большое светлое помещение, и мы его совместно обустроили. Но спустя время эта же организация решила нам выставить счет за аренду в 900 тыс. рублей. Конечно, для социального предпринимателя это неподъемная сумма, но руководство строительной организации не понимало, что такое социальный бизнес. Мы влезли в большие долги. Затем строительная компания продала помещение республике, потом оно перешло городу. Четыре года с нами судился муниципалитет, нас хотели закрыть, мы не сдавались. Но потом здание снова перешло республике, и сейчас у нас все хорошо, есть договор аренды, —  рассказывает Лекарева. — Спасибо им большое, что они были в нашей жизни. Благодаря трудностям мы выжили и стали сильными. Нам уже ничего не страшно, особенно административные барьеры».

Как функционирует детский сад?

Изначально «Дошкольная академия» была придумана для людей занятых, представителей малого и среднего предпринимательства, работающих с утра до ночи. Но как только в нем появились первые воспитанники с ОВЗ, туда стали чаще обращаться родители особенных деток, которые могут работать в любой сфере. Тем более обучение и пребывание здесь детей с ОВЗ является бесплатным.

Приведя сюда своего ребенка, родители могут выбрать для него систему обучения. Например, кто-то из родителей хочет, чтобы его ребенок занялся тхэквондо. Тогда специалисты детского сада начинают обсуждение со всеми родителями и собирают группу для этого единоборства. Так занятым родителям не приходится возить ребенка в другие места по разным кружкам.

Дети развиваются по системе «все включено». Сегодня в штате учреждения 42 человека и 10 человек приходящих работников. Есть и узкие специалисты, например единственный в республике поведенческий аналитик. Он нужен для работы с детьми с ментальными нарушениями и может определить не только в каком настроении ребенок с ОВЗ, но и прописать индивидуальный образовательный маршрут, которого будет придерживаться тьютор — человек, сопровождающий особенного ребенка. Как отмечают педагоги, поведенческий аналитик может подобрать мотивации малышам даже с непростым диагнозом. Такой специалист нужен, когда обычный психолог бессилен.

О толерантности

Сейчас многие говорят о необходимости ранней помощи особенным детям. Людмила Лекарева начала ее оказывать еще в 2013 году, когда в ее частный детский сад пришли первые особенные дети — мальчики Егор и Саша с синдромом Дауна.

Не задумываясь, их приняли и отправили в обычную группу. Они начали социализироваться, общаться с обычными детьми, и сейчас они практически от них не отличаются. Сотрудники учреждения отмечают, что чем раньше ребенок попадает в инклюзивный коллектив, тем лучше у него проходит развитие.

По словам Лекаревой, ее частный детский сад сегодня не имеет конкурентов. Учреждение не рекламировали, но родители особенных детей начали приходить сюда благодаря сарафанному радио. Всех родителей заранее предупреждают, что здесь обычные дети воспитываются вместе с особенными.

«Если родители психологически не готовы отдать своего ребенка в инклюзивный детский сад, они могут навредить и своему ребенку, и себе, и, самое страшное, ребенку с ОВЗ, с которым мы так долго работали. Поэтому мамы и папы сами делают выбор, приводить к нам свое чадо или нет, — поясняет Людмила Лекарева. — Но какие дети выпускаются из нашего детского сада, общаясь с необычными детьми! Такая доброта выходит в мир!»

Об успехах

В октябре сотрудники «Дошкольной академии» съездили на международный конкурс «Преодолевая границы» в Грузию. Там были представители 12 стран, в том числе США, Украины, Киргизии. Чебоксарский детский сад представил свой проект по инклюзивной практике, и из 170 заявок он вошел в число 35 лучших.

Сотрудники «Дошкольной академии» были также участниками акселерационной программы Фонда поддержки социальных проектов и вышли в финал. Как они признаются, участие в этой программе принесло им новый опыт, благодаря которому они пересмотрели свои методы работы в социальном предпринимательстве.

«После программы акселератора мы смотрим по-другому на некоторые вещи, поскольку у любого социального предпринимателя помимо признания должна быть и финансовая выгода. Мы пришли туда, чтобы научиться смотреть на свой социальный бизнес и с коммерческой точки зрения, чтобы проект приносил прибыль и его можно было масштабировать. Теперь мы обсуждаем не только точку безубыточности, но и то, ради чего и для чего мы ведем дело и ищем финансовую выгоду, — комментирует заведующая «Дошкольной академии» Анастасия Козыркина. — На протяжении нескольких месяцев мы полностью пересматривали свой проект, начиная Анастасия Козыркинас азов и заканчивая пятилетним планом развития. Программа акселератора помогла нам построить планы на ближайшие 10 лет. Хочется выразить благодарность Фонду поддержки социальных проектов, который способствует развитию малого предпринимательства на территории России: они поддерживают предпринимателей, выдавая займ под небольшой процент. Главное, чтобы проект был самоокупаемым».

О планах

Теперь «Дошкольная академия» хочет открыть новые детские сады и продавать франшизу. Также в ближайшие два-три месяца планируется открыть инклюзивные ясли, чтобы большему количеству детей можно было оказать раннюю помощь. Специалисты продолжают разрабатывать систему подготовки детей с ограниченными возможностями к школе и намерены выпустить методическое издание.

Что говорят об “академии” воспитатели и родители детей

Наталья Хрисанова, воспитатель:

«Я работаю здесь два года. Ранее работала психологом в обычном детском саду, но познакомившись с руководителем проекта на лидерской конференции, решила поработать с особенными детьми. Мне нравится в «Дошкольной академии»: здесь замечательные условия для любого ребенка, сотрудников по четыре раза в год отправляют на дополнительное обучение, а родителям особенных детей помогают принять ребенка. Считаю, что детей нужно не просто любить: их нужно уважать, ими нужно гордиться».

Анастасия Козыркина, заведующая «Дошкольной академии»:

«Я всегда говорю, что у нас дети с безграничными возможностями, так как любой ребенок уникален. Например, у нас есть девочка с ДЦП, которая не может ходить. Но она пишет безумно красивые картины, поет и может увлеченно рассказывать про космос, как не может ни один взрослый. С ней поговоришь, и как будто энциклопедию прочитала о Вселенной! Она и остальные детишки учат нас большой воле к победе».

Наталья Ануфриева, мать особенного ребенка и помощник воспитателя:

Наталья Ануфриева

«У меня четверо детей. Так получилось, что у старшего сына синдром Дауна. Сначала мы пошли в обычный садик, но позже узнали о существовании «Дошкольной академии», пришли сюда и больше не захотели уходить — все стало еще лучше! Ведь здесь есть и сенсорная комната, и логопед, и йога, и массаж, и карате, и психолог — все в одном месте, и никаких справок собирать не нужно. Большим плюсом является наличие тьютора. Также очень приятно, что обычные дети ухаживают за особенными, учат их играть, одеваться и общаться. Социализация происходит на «отлично»».

Источник: Агентство социальной информации, 21.12.2018