О нацпроектах «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Наука»

__________________________________________________________________________17Заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Брифинг Татьяны Голиковой по завершении заседания

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Сегодня заседание президиума, будем заниматься национальными проектами. Обсудим четыре из них – «Демография», «Здравоохранение», «Образование» и «Наука». Их паспорта, а также паспорта федеральных проектов, которые в них входят, были скорректированы с учётом объёмов финансирования (их уточнили) и целевых показателей, определены механизмы исполнения.

В ближайшие три года в федеральном бюджете на эти национальные проекты предусмотрено почти 3 трлн рублей (более точно, 2,78 трлн). В течение шести лет на их реализацию мы планируем направить из всех источников более 6,5 трлн рублей. Важно, чтобы исполнение мероприятий в национальных проектах было синхронизировано по всем уровням – и в федеральных проектах, и в государственных программах, и в планах по развитию отраслей. Кроме того, для достижения показателей национальных проектов должна быть чёткая увязка региональных и федеральных проектов. Эту задачу мы с вами неоднократно обсуждали, она была поставлена и Президентом на заседании президиума Госсовета в прошлом месяце.

Список участников заседания президиума Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам, 17 декабря 2018 года

Теперь несколько слов по каждому из четырёх национальных проектов. Начнём с «Демографии». В его составе пять федеральных проектов, которые уже утверждены на проектном комитете.

Они были актуализированы с учётом принятых ранее решений и поручений. В том числе приняты дополнительные меры по поддержке старшего поколения. Чтобы людям старших возрастов было удобнее получать медицинскую помощь, выделены средства на закупку автотранспорта. Это поможет пожилым людям, которые живут в сельской местности или в социальных учреждениях, доехать до медицинских организаций.

Чтобы улучшить поддержку тех, кто хочет вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, предусмотрели дополнительное финансирование в бюджете. За шесть лет на развитие спортивной базы по хоккею и футболу направим порядка 35 млрд рублей. Причём финансирование начинается уже со следующего года.

Особое внимание – регионам Дальнего Востока. Здесь действительно сложная ситуация с численностью населения. Поэтому решение демографических проблем в этом федеральном округе, как и других задач, должно быть в приоритете. Такие корректировки были внесены в национальный проект.

«Здравоохранение». В целом восемь федеральных проектов в его составе – также утверждены на проектном комитете.

Мы увеличили количество детских больниц, которые будут построены в рамках проекта, с 37 до 40. Выделяем дополнительные средства на информатизацию системы здравоохранения, чтобы каждый мог не только записаться к врачу через интернет, но и, не приходя в поликлинику, получить все необходимые медицинские документы, выписки, пройти медико-социальную экспертизу.

Предусмотрено дополнительное финансирование и на развитие медицины на селе. Было запланировано строительство и замена более полутора тысяч фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий. Кроме того, в следующем году предполагается строительство ещё 40 фельдшерских пунктов и офисов врачей общей практики – в рамках господдержки села. Средства на это в бюджете также предусмотрены.

Мы рассматриваем ещё два национальных проекта – «Образование» и «Наука». Что касается проекта «Образование», в рамках его реализации мы предполагаем выделить дополнительные средства на поддержку села, сельской инфраструктуры. В бюджете на следующий год предусмотрено более 370 млн рублей на строительство школ в сельской местности – сверх того, что уже было запланировано.

Вместе с созданием инфраструктуры в сфере здравоохранения и социального обеспечения это должно повысить привлекательность села для молодёжи. Чтобы меньше было причин менять место жительства и уезжать в город. А это очень важно для достижения национальной цели по обеспечению роста численности населения, ведь рождаемость на селе всегда была выше, чем в городе. Это уклад, и, по всей вероятности, так оно и останется.

Мы ведём работу по нацпроекту «Наука». Направляем средства в бюджете 2019 года на создание установок класса «мегасайенс». А также на обновление инфраструктуры ведущих научных организаций – на строительство научно-исследовательских судов, что на самом деле очень важно, и проведение морских экспедиций.

Ведём разработку нормативной базы, на основе которой появится сеть научных центров мирового уровня, включая международные математические, геномные и иные центры. Меры эти были детализированы в федеральных проектах в ходе доработки.

Есть мнение о том, что нужно лучше синхронизировать проект «Наука» со здравоохранением, для того чтобы наука не существовала в отрыве от медицины. Меня недавно об этом спрашивали в ходе интервью телеканалампо итогам года. Отдельный федеральный проект по созданию сети национальных медицинских исследовательских центров уже утверждён. В этих центрах будут не только разрабатывать инновационные медицинские технологии, но и – с помощью телемедицины – консультировать пациентов.

Одновременно мы продолжаем поддерживать прикладную и фундаментальную науку – и помимо национального проекта. Тоже говорил об этом в рамках интервью. Мы предусмотрели, напомню ещё раз, на 2019 год около 415 млрд рублей на научные исследования и разработки гражданского назначения. Конечно, эта поддержка будет оказываться и далее.

Давайте посмотрим, как обстоят дела по этим проектам.

Брифинг Татьяны Голиковой по завершении заседания

Из стенограммы:

Т.Голикова: На все четыре национальных проекта выделено 6,6 трлн рублей: это «Демография», «Здравоохранение», «Образование» и «Наука». Мы сейчас полностью завершили отработку, теперь все национальные проекты соответствуют закону о бюджете на три года. Совсем недавно приняты поправки в постановление Правительства, которое устанавливает порядок работы с регионами. Сейчас у Правительства появилось право в случае готовности регионов утверждать проекты на шесть лет, несмотря на то что закон о бюджете принимается на три года. Пока мы таких предложений от регионов не получали, но такая возможность есть. Они могут продумать свою стратегию развития в рамках национальных проектов, федеральных проектов. Такие возможности мы им предоставляем.

Сейчас полным ходом работа смещается на уровень регионов. 14 декабря все регионы и министерства представляют в Правительство свои региональные проекты, которые являются практически зеркальным отражением того, что происходит на федеральном уровне, только в отношении каждого конкретного субъекта Российской Федерации. Это все те же показатели – например, снижение смертности, увеличение рождаемости, повышение уровня образования и так далее. До конца 2018 года мы будем работать с регионами, чтобы полностью все действия на федеральном уровне корреспондировались с региональной политикой в этих отраслях.

Кроме того, мы сегодня определились с вкладом национальных проектов «Демография», «Здравоохранение», «Образование» и «Наука» в национальные цели. В рамках подготовки к сегодняшнему президиуму мы пытались оценить такой вклад – причём оценить его в цифрах – и, конечно, каким  образом могут быть достигнуты показатели, которые сегодня записаны в указе Президента. Самый главный для нас – показатель обеспечения естественного прироста населения, увеличение продолжительности жизни к 2024 году до 78 лет. В рамках мероприятий, которые реализуются по национальному проекту «Здравоохранение», мы предполагаем снизить смертность на 17%, то есть спасти за этот период более 200 тысяч человеческих жизней. И главным образом это будет обеспечено за счёт двух проектов – по сердечно-сосудистым и онкологическим заболеваниям. Предполагается, что по сердечно-сосудистым заболеваниям смертность должна быть снижена на 24% (вы знаете, что абсолютный лидер смертности – сердечно-сосудистые заболевания в Российской Федерации). Второй проект онкологический, снижение смертности – 8%. Здесь предстоит реализовать очень масштабный комплекс мер, сюда вкладываются наибольшие финансовые ресурсы – порядка 750 млрд рублей, причём основная часть этих ресурсов пойдёт на обеспечение увеличения оплаты оказываемой медицинской помощи по онкологии в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам. Основные ресурсы будут направлены на обеспечение химиотерапевтическим лечением и лучевой терапией. Это ёмкие, но сейчас недостаточно обеспечиваемые направления оказания медицинской помощи. Эти два проекта должны внести достаточно серьёзный вклад в снижение смертности.

То же самое касается проекта поддержки детского здравоохранения. На реконструкцию детских учреждений планируется направить существенные финансовые ресурсы – 37,6 млрд рублей. И мы уже сейчас двигаемся достаточно позитивно по снижению младенческой смертности.

Что касается проекта «Демография», то основные усилия нацелены на повышение мотивации семей к рождению детей. Мы предполагаем, что к 2024 году суммарный коэффициент рождаемости, то есть количество рождённых детей, приходящихся на одну женщину, должен составить 1,7. Напомню, что в 2017 году этот показатель составлял 1,62. Мы сейчас находимся на серьёзном демографическом тренде, связанном с сокращением числа женщин, находящихся в репродуктивном возрасте. Поэтому целый набор мероприятий, которые мы предполагаем реализовать, будут служить мотивационной поддержкой для наших женщин, которые спланируют рождение первых и последующих детей. В этой связи за счёт пособий, которые выплачиваются на первого ребёнка, порядка 35% семей, то есть 1,1 миллиона семей, получат поддержку. Что касается вторых детей, это средства материнского (семейного) капитала. Здесь тоже порядка 40% наших семей получат дополнительную финансовую поддержку, это ещё 1,6 миллиона семей.

Кроме того, ипотечная программа со ставкой по ипотеке 6% также будет реализовываться в рамках национального проекта «Демография» и служить финансовой поддержкой для обеспечения большего благополучия семей, которые предполагают рождение детей.

Весь национальный проект «Образование» фактически направлен на конкурентоспособность российского образования, как общего, так и высшего. Сегодня мы приняли решение о том, что каждое министерство, обеспечивающее реализацию национальных проектов в соответствующей сфере, должно представить предложения Министерству науки и высшего образования, чтобы контрольные цифры приёма в высшие и средние специальные учебные заведения учитывали потребности соответствующих отраслей для целей реализации нацпроектов в квалифицированных рабочих и профессиональных кадрах, кадрах, которые готовят вузы. Ряд мероприятий будет нацелен на улучшение условий дополнительного образования для наших детей, подготовку и переподготовку учительского состава и как можно большее привлечение их для работы в этой области.

Наконец, «Наука». Очень часто звучит вопрос, достаточно или недостаточно средств, которые предлагается направить на реализацию этого нацпроекта, – это 635 млрд рублей за счёт всех источников. Я должна сказать, и мы здесь все придерживаемся единой точки зрения, что не только средствами национального проекта «Наука» будет достигаться конкурентоспособность российской науки на международном уровне, но и средствами, которые мы предполагаем вложить в рамках государственной программы «Научно-технологическое развитие». Это новая программа, она должна быть утверждена до 1 апреля 2019 года. Уже сейчас программа формализована в законе о бюджете. Она объединит в себе не только поддержку науки в форме фундаментальных и прикладных исследований, но  и поддержку высшего образования соответствующим сегментом науки.

Только на ближайшие три года на цели поддержки фундаментальных исследований планируется направить 574 млрд рублей, и в них только 88 млрд – это деньги нацпроекта «Наука», то есть госпрограмма – более широкая, с бóльшим количеством мероприятий, чем в нацпроекте. И со всеми этими ресурсами и ресурсами внебюджетного сектора мы предполагаем решать задачи, которые поставлены в рамках президентского указа №204.

Нацпроект «Наука» по-крупному структурирован в одно большое направление, которое связано с созданием научно-образовательных центров, научных центров мирового развития, поддержкой проектов «мегасайенс». Это инвестиционно ёмкие и очень знаковые проекты для Российской Федерации, они требуют серьёзных финансовых и интеллектуальных ресурсов и участия регионов, поскольку все они будут реализовываться на территориях страны. Сейчас мы ведём подготовительную работу. Будут проведены конкурсные процедуры, для того чтобы осуществить поддержку и выбор такого рода проектов, потому что абсолютным и главным условием является то, что это должна быть синергия государства в лице науки и образования и, конечно, бизнеса и территорий. И очень важно, чтобы все эти три составные части были в проекте.

Источник: Правительство России, 17.12.2018, 15:00