Л. Дудова: Тревожная ситуация сложилась кадрами в детских садах

«Тревожная ситуация сложилась кадрами в системе дошкольного образования» — Людмила Дудова20 августа в Москве в зале «Крокус Сити Холла» состоялся масштабный форум педагогов дошкольного образования «Ориентиры детства». Он собрал почти шесть тысяч воспитателей детских садов, педагогов вузов и колледжей для того, чтобы обсудить проблемы современного дошкольного образования. Инициаторами проведения форума выступили Российское общество «Знание» и Комиссия ОП РФ по развитию образования и науки.

«Вы представители тех, кто закладывает, в полном смысле слова, первый камень в фундамент российского образования. Он должен быть крепким и надежным!» — обратилась к участникам форума первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки Людмила Дудова.

По ее словам, сам факт проведения этого масштабного мероприятия — это проявление готовности педагогов первой ступени общего образования сделать шаг к выполнению поставленной в майском указе Президента России задачи повышения уровня отечественного образования и вхождения нашей страны в десятку ведущих стран мира по качеству образования.

«Наше дошкольное образование признается одним из лучших в мире, но, к сожалению, есть неутешительные результаты исследований, проведенных в течение 2017 года весьма авторитетными институтами в нашей стране — Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования (РАО), Институтом образования Высшей школы экономики и Российской академией народного хозяйства и государственной службы», — сообщила Дудова.

По ее словам, особенно тревожна ситуация с кадрами в детских садах. Согласно исследованиям, проведенным РАО, 99,8 процента дошкольных учреждений по этому показателю получили неудовлетворительную оценку.

«Почему? Профессия педагога-дошкольника мало привлекательна, а потому идут в нее не всегда по призванию, очень медленно идет процесс смены поколений, многих отпугивают условия работы, — говорит Дудова. — Сегодня для полноценной реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) на ступени дошкольного образования одного педагога-дошкольника мало. В детский сад должны прийти представители из учреждений дополнительного образования, культуры и спорта. Их сегодня работает в дошкольных организациях всего 19,8 процента. Маловато, скажем прямо!»

По словам Дудовой, несколько улучшается ситуация, связанная с уровнем образования сотрудников дошкольных учреждений.

«Более половины воспитателей имеет высшее профильное образование, четыре процента — неполное высшее, 37 процентов — среднее специальное», — сообщила она.

Людмила Дудова подняла и другую проблему — катастрофическую нехватку психологов, логопедов, социальных педагогов.

«Да собственно, и воспитателей не хватает, так как процент образовательных организаций, в которых работают два воспитателя в группе, невысок, ощущается нехватка и помощников воспитателя, а это очень тревожный сигнал, так как наполняемость групп растет. Неудивительно, что такая непростая кадровая ситуации влияет на оценку деятельности воспитателей. Только 62 процента родителей выражают удовлетворенность работой воспитателя, этот показатель ниже, чем прежний», — говорит общественница.

По ее словам, это может быть связано с переходом и недостаточной адаптацией педагогов к новым условиям профессиональной деятельности, который обусловлены переходом на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

«Полагаем, что по мере формирования соответствующей образовательной среды в дошкольном образовании, требования к которой прописаны во ФГОС, будет и расти процент удовлетворенности родителей работой педагогов, и расширятся возможности для профессиональной деятельности педагога-дошкольника, который мотивирован на развитие и готов работать», — выразила надежду Людмила Дудова.

Источник: Пресс-служба Общественной палаты РФ, 23.08.2018, 15:46