«Московская электронная школа» подверглась критике в ОП РФ

«По сути, планируется эксперимент на наших детях» — Элина Жгутова о новых образовательных технологиях.

«По сути, планируется эксперимент на наших детях» — Элина Жгутова о новых образовательных технологиях

14 июня в Общественной палате РФ состоялся круглый стол, на котором обсуждались масштабные изменения в системе образования Москвы в связи с внедрением образовательной платформы МЭШ («Московская электронная школа»).

Эта тема уже неоднократно поднималась в педагогических сообществах Москвы. Образовательная технология МЭШ уже в 2018–2019 годах может стать основной во всех школах города Москвы (часть московских школ уже подключена к этой платформе).

«Научное, педагогическое и родительское сообщество серьезно обеспокоены тем, что с 1 сентября в московских школах будет внедряться так называемая программа информационной школы МЭШ („Московская электронная школа“)», — сказала модератор круглого стола член Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства Элина Жгутова.

«В рамках этой программы планируется бесконтрольное по времени и по санитарным нормам использование интерактивных досок, планшетов и прочих электронных устройств, в то время как никто толком до сих пор не изучил влияние этих приборов на физическое и психическое здоровье ребенка. Последствия столь масштабного введения электронных приборов в школьное обучение остаются до сих пор неизвестными, кроме того, заграничный опыт показывает негативное влияние таких устройств на здоровье детей», — предупреждает общественница.

«Из зарубежных источников поступает очень много тревожных сигналов, а во Франции частично отказались от использования электронных устройств в школах. Наши ученые также говорят о том, что электронное обучение ухудшает память и восприятие, падает зрение, ухудшаются физиологические показатели», — сказала Элина Жгутова.

В своем докладе Марина Степанова, профессор, заведующая отделом гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «ННПЦЗД», привела примеры и продемонстрировала графики увеличения функциональных расстройств у детей с первого по девятый класс. Особо сильно страдают органы зрения, ухудшается память, способность творчески мыслить. Учителя музыки говорят о том, что в первом классе музыкальной школы у детей наблюдается отсутствие мелкой моторики рук, и основное время в учебном процессе отводится на ее восстановление.

Участники круглого стола отметили, что отсутствует информация о педагогической эффективности МЭШ, эффективности усвоения объема информации, получения навыков и выработки компетенций в сравнении с традиционными формами обучения. Также отсутствует информация об ожидаемых изменениях в уровне знаний и навыков выпускников по сравнению с традиционной системой обучения.

Полномасштабных исследований о воздействии технологий МЭШ не проводилось, в связи с чем предлагается введение моратория на широкое внедрение проекта МЭШ, пока не будут проведены полномасштабные исследования и дана экспертная оценка результатов пилотного внедрения МЭШ в ограниченном количестве школ Москвы.

«Те, кто внедряет в школы электронные приборы, руководствуются санитарными нормами и правилами, которые написаны давно, и написаны для устройств, не имеющих собственного ионного излучения, то есть для проекторов, которые свет отражают, и ребенок видит отраженный свет, что более естественно для нашего организма. Сейчас же придется иметь дело с большим количеством устройств, которые сами имеют излучение, излучают электромагнитные волны. И этот процесс не изучен, то есть, по сути, планируется эксперимент на наших детях. Нет лонгитюдных исследований, когда берется фокусная группа и длительное время ученые изучают и наблюдают, как меняется здоровье детей», — заключает Элина Жгутова.

По словам одного их участников круглого стола, педагога с большим стажем Леонида Перлова, ситуация с правами родителей на информацию о рисках поменялась.

«Раньше родителей ставили в известность и брали согласие на то, что их дети будут принимать участие в экспериментальной программе. Ведь эксперимент может оказаться неудачным. А теперь в известность никого не ставят, согласие не получают, а эксперимент заранее объявляют удавшимся», — отметил Леонид Перлов.

По итогам обсуждения будут выработаны рекомендации для Правительства Москвы и Управления Роспотребнадзора по Москве, которые предусматривают обязательное проведение экспертизы образовательной технологии МЭШ с привлечением независимых экспертов, а также Научного центра здоровья детей РАМН и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве». Предлагается также дать возможность выбора учащимися и их родителями традиционной системы обучения, системы МЭШ либо ограниченного использования МЭШ.

Источник: Пресс-служба Общественной палаты РФ, 15.06.2018

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Учить по-новому: педагогам вручили более 300 грантов за развитие МЭШ