В ОП РФ обсудили изменения профстандартов профессии вожатого

Новый смысл профессии «вожатый»: из вспомогательного персонала — в педагогические работникиВ Общественной палате РФ прошли общественные слушания проекта профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» в дополнительном образовании детей и молодежи.

Общественная палата РФ поддержала проект внесения изменений в профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», предполагающего изменение квалификационных характеристик, о перемещении вожатого из учебно-вспомогательного персонала в категорию педагогических работников, заявила заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию образованию и науки Людмила Дудова.

«Профессия вожатого не новая, специалист в области воспитательной деятельности как специальность не существовала, но мы все знаем, что у нас были и завучи по воспитательной работе, было время, когда у нас были и пионерские комнаты, и вожатые в каждой школе. Однако при формировании профессионального стандарта „педагог“ у нас за бортом остались профессии, которые требуют особой подготовки, которые отражают специфическую и очень важную воспитательную деятельность. Вопросы воспитания все больше и больше занимают общество, а специалистов, способных на профессиональном уровне вести эту деятельность, как таковых нет, точнее, они не сертифицированы, целенаправленно не готовятся», — отметила член ОП РФ.

В слушаниях принял участии начальник отдела координации деятельности в сфере организации отдыха детей и их оздоровления департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки Виктор Ткаченко.

По его словам, в организации детского отдыха вожатый занимает особое место в личностном развитии детей, в формировании у них системы нравственных ценностей, формировании активной гражданской позиции и ответственного отношения к себе и обществу.

Кроме того, подготовка вожатых актуальна для решения проблем безопасности и качества оказываемых услуг.

«На сегодняшний день, согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н г. Москвы „Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих“, раздела „Квалификационные характеристики должностей работников образования“» вожатый относится к вспомогательному персоналу. При этом должность старшего вожатого отнесена к педагогическим работникам«, — сказал Ткаченко.

«С утверждением профессиональных стандартов приказ Минздрава РФ № 671Н будет признан утратившим силу, в связи с этим в нашей стране возникнет правовой вакуум, встанет вопрос, кто такой вожатый и какие квалификационные требования к нему нужно будет предъявлять», — пояснил он.

Московским педагогическом государственным университетом (МПГУ) были подготовлены изменения в профессиональный стандарт специалиста в области воспитания, утвержденные 10 января 2017 года.

«Минобразования РФ поддерживает идею о том, что необходим документ, в котором будут установлены требования к трудовым действиям, знаниям, умениям вожатого, и готовы его рассмотреть при поступлении из Минтруда РФ в установленном порядке», — сказал он.

«Сотрудниками МПГУ были разработаны квалификационные требования к должности „вожатый“ в детском оздоровительном лагере. Была создана рабочая группа, которая понимала, что нужно выходить на работу с разными детьми — как с обычными детьми, так и с детьми с инвалидностью», — рассказала проректор по связям с общественностью Московского педагогического государственного университета Татьяна Владимирова.

«Несмотря на то что вожатый отнесен к вспомогательному персоналу, на него возлагается больше функций. Сегодня вожатый отвечает за технику безопасности и за поведение на воде и т.д. У нас действует проект „Всероссийская школа вожатых“. Фактически мы студентов-педагогов погружаем в педагогическую профессию сначала во временном детском коллективе, а потом в школе», — рассказала она, говоря о наработках МПГУ в области сопровождения и подготовки вожатских кадров.

Заведующая кафедрой социальной педагогики и психологии МПГУ Елена Леванова отметила важность в переводе вожатых в разряд педагогических работников.

«Сегодня профессия вожатого приобрела совершенно новый смысл. Сегодня это должна быть качественная психолого-педагогическая подготовка. В течение одной лагерной смены вожатый общается с детьми по 16–18 часов в день, и общая трудоемкость составляет около 360 часов, в то время как классный руководитель в школе проводит один час занятий с детьми. Сама трудоемкость у вожатого выше», — отметила она.

Участники круглого стола, обсуждая статус современного вожатого в системе воспитания и значимость профессионального стандарта для его работы, отметили важность принятия единого стандарта подготовки вожатых и выработки механизма передачи подготовки специалистов по этому стандарту всем задействованным в организации летнего отдыха детей организациям.

Свои предложения в проект профессионального стандарта уже внесли МДЦ «Артек», ВДЦ «Океан», ВДЦ «Смена», МООО РСО, РО «Содействие детскому отдыху», ГАУК «Мосгортур», 11 вузов, 27 детских оздоровительных лагерей.

Источник: Пресс-служба Общественной палаты РФ, 05.04.2018, 10:00