В Мосгордуме разработают законодательную инициативу об ужесточении наказания за домашнее насилие

В рамках выездного заседания комиссии Московской городской Думы по безопасности в ГБУ «Кризисный центр помощи женщинам и детям» прошел круглый стол «О мерах правовой и социальной защиты пострадавших от семейно-бытового насилия». В его работе приняли участие депутаты столичного парламента, представители Департамента труда и социальной защиты города Москвы, ГУ МВД России по городу Москве, аппарата Уполномоченного по правам человека в городе Москве.

0504-49-святенкоПредседатель комиссии МГД по безопасности Инна Святенко, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:

«В настоящее время в Российской Федерации отсутствует специальное законодательство, направленное на защиту граждан от семейно-бытового насилия. С 2016 года в уголовное и административное законодательство вносились изменения, касающиеся декриминализации побоев. Так, с 15 июля 2016 года побои не считались преступлением, за исключением случаев, когда они нанесены из хулиганских побуждений, по экстремистским мотивам либо в отношении близких лиц. В прошлом году и это положение было скорректировано. С февраля 2017 года побои в отношении близких лиц больше не считаются преступлением. В итоге сегодня, если побои причинили потерпевшему физическую боль, но не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, то есть не совершены из хулиганских побуждений или по мотивам ненависти или вражды различного рода, нарушителя ждет только административная ответственность.

По данным судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в 2015 году из 59,5 тыс. граждан, представших перед судом за побои, были осуждены почти 16,2 тыс. А за первое полугодие 2017 года, когда начало действовать новое законодательство, судьи рассмотрели 72,3 тыс. протоколов, к наказанию привлекли 51,7 тыс. человек.

Практика показывает, что более чем в 70% случаев по административным делам о побоях судами принимаются решения о назначении штрафа, что не в полной мере отвечает целям наказания. Зачастую данная мера не является серьезным сдерживающим фактором, а когда речь идет о близких людях, то на семью накладывается еще и дополнительная финансовая нагрузка. Размер штрафа за побои в настоящее время составляет от 5 тыс. до 30 тыс. руб. Альтернативы штрафу – административный арест на срок от 10 до 15 суток либо обязательные работы на срок от 60 до 120 часов».

0504-60Начальник Управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних ГУ МВД России по г. Москве полковник полиции Олеся Алешина:

«Количество правонарушений, связанных с семейным насилием и нанесением побоев, за последнее время фактически не снизилось, а возросло. Мы не можем сказать, что произошедшая декриминализация положительно сказалась на профилактике в этой сфере. В 95% случаев судами выносятся решения о штрафах за административные правонарушения. Что касается административного ареста – это оставшиеся 5%. К тому же штраф выплачивается из семейного бюджета. То есть если муж побил свою жену, так он еще из семейного бюджета взял и заплатил за это деньги. С моей точки зрения, административный арест был более действенной мерой, которая позволяла хотя бы на несколько дней, но изолировать такого человека из семьи. Может быть, за это время он что-то осознает. А если не осознает, у женщины будет возможность решить свои проблемы, обратиться в тот же кризисный центр».

0504-61Директор ГБУ «Кризисный центр помощи женщинам и детям» Наталья Завьялова:

«Декриминализация побоев изменила практику работы судебной системы, а также правоохранительных органов и организаций, которые отвечают за профилактику в социальной сфере. Наказать человека, нанесшего побои, стало проще. Судьям не нужно тратить время на оформление уголовного дела, теперь их основная задача заключается в том, чтобы рассмотреть составленный полицейскими протокол и проверить факты. За первое полугодие 2017 года административному аресту были подвергнуты 4400 человек. Нужно понимать, что привлечение виновного к административной ответственности никак не защищает и не восстанавливает прав потерпевшего, а штраф редко является значимым фактором для обидчика».

0504-62Начальник Управления по защите прав и законных интересов несовершеннолетних – Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Евгений Бунимович:

«Проблема правовой и социальной защиты пострадавших от семейно-бытового насилия напрямую связана с вопросами безопасности. Наряду с проработкой законодательных мер нужно формировать психологию «нельзя», чтобы у людей было понимание того, что им можно делать, а что нет. Здесь ведь не только проблема конкретных семей. Одним из проявлений этой же проблемы является насилие по отношению к учителям в школах, а также выросших детей по отношению к своим родителям. Решение кроется в психологической плоскости. Нам следует воспитывать уважение к ребенку, к женщине, к самим себе».

0504-65Заместитель председателя комиссии МГД по безопасности, руководитель фракции «Родина» в Мосгордуме Андрей Шибаев:

«К сожалению, в органах внутренних дел профилактика проводится только по факту совершения правонарушений. Проблема заключается еще и в том, что мы теряем морально-этические нормы. То, что раньше считалось общепринятым, сейчас приходится регулировать законом. Исчез и общественный контроль, когда за подобные проступки человек подвергался порицанию. Считаю, что необходимо проводить информирование населения о проблеме, чтобы все понимали, к каким последствиям приведет семейно-бытовое насилие и к кому обращаться в случае происшествия».

Одним из решений проблемы рецидива домашнего насилия, по мнению Инны Святенко, могло бы стать введение в стране так называемого охранного ордера: «В комитете Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей создана рабочая группа по разработке соответствующего законопроекта. Охранный ордер – юридический документ, назовем его пока так, хотя это может быть судебное решение, предписание или что-то другое. Этот документ обязателен для исполнения и запрещает обидчику приближаться к жертве, находиться с ней в одном помещении, звонить ей, приходить в квартиру, забирать детей. Этот опыт правовой защиты жертв домашнего насилия применяется во многих странах. Введение охранного ордера позволит оградить пострадавшего от дальнейшего насилия и предупредить более серьезные последствия. Безусловно, необходимо четко проработать, законодательно прописать механизм получения и действия этого ордера. Но при этом все равно нужно помнить, что в ситуациях с домашним насилием важна не тяжесть наказания, а его неотвратимость».

Участники круглого стола были единодушны в мнении, что кризисные центры помощи пострадавшим от бытового насилия, подобные московскому, обязательно должны работать во всех регионах страны. И здесь могли бы пригодиться методические и практические наработки московского Кризисного центра помощи матерям и детям, где успешно работают отделения психологической помощи, стационарного обслуживания, социальной реабилитации, консультативной и социально-правовой помощи женщинам и детям. «По стране на сегодня действует всего 34 подобных центра. Это очень мало. У Москвы накоплен богатый опыт, и мы готовы поделиться им со всеми», – подчеркнула Наталья Завьялова.

0504-35-перфиловаЧлен комиссии МГД по безопасности Надежда Перфилова (депутатское объединение «Моя Москва») обратила внимание на необходимость поиска новых форм более тесного взаимодействия Кризисного центра с родителями московских школьников: «Решение проблемы скрытого насилия в семье очень важно, поэтому мы обязаны донести информацию о том, куда люди могут обратиться за помощью в экстренных ситуациях. Для этого есть все возможности. В частности, можно использовать для этого такую информационную площадку, как родительский онлайн-селектор, который проводится Департаментом образования города Москвы».

«Депутаты Московской городской Думы займутся подготовкой ко внесению в Госдуму РФ законодательной инициативы по ужесточению наказания за домашнее насилие. Речь идет об отмене административных штрафов и введении охранных ордеров. Наказание за насилие в семье должно быть только в виде ареста и обязательных работ. Исключение может коснуться определенных категорий граждан-инвалидов. При этом данный пункт должен быть прописан в законопроекте. А в остальных случаях пусть голова болит у того, кто глумится над своими близкими. Пусть думает, как он будет жить, чтобы не встречаться с ними, не оказываться в радиусе 100 метров, не звонить и так далее», – подвела итог заседания Инна Святенко. Также она подчеркнула, что депутаты Мосгордумы возьмут под контроль вопросы, связанные с информированием столичной общественности о деятельности «Кризисного центра помощи женщинам и детям», подключив к этой работе районные отделы внутренних дел, участковых инспекторов, а также общегородской родительский селектор Департамента образования города Москвы.

Презентацию в формате pdf «Основные направления деятельности Кризисного центра по работе с женщинами и детьми, пострадавшими от насилия в семье» см. здесь…

Источник: Московская городская Дума, 05.04.2018