Кузнецова: «В вопросах летнего отдыха мы должны ориентироваться, прежде всего, на ребенка»

Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова 28 марта провела заседание Экспертного совета, посвященное вопросам организации детского отдыха. В работе ЭС принимают участие представители Минобрнауки, Роспотребнадзора, СКР, МВД, МЧС, ФСИН, детские омбудсмены из Республики Крым, Севастополя, Республики Тыва, руководство детских оздоровительных центров, представители медицинских, научных и образовательных учреждений, а также Ростуризма. Совещание началось с минуты молчания в память о погибших в ТЦ «Зимняя вишня» в Кемерове.

В рамках экспертного совета были рассмотрены важнейшие вопросы в сфере организации детского отдыха, в частности необходимость актуализации реестров отдыха и оздоровления в регионах России, а также развитие и расширение инфраструктуры детского отдыха в регионах. Участники совещания отметили изношенность материально-технической базы, необходимость проведения капитального ремонта во многих учреждениях летнего отдыха, а также устранения других нарушений, выявленных в летнюю кампанию 2017 года.

По инициативе Анны Кузнецовой, с целью оценки эффективности законодательного регулирования и правоприменительной практики в сфере отдыха детей и их оздоровления, в 2017 году был проведен мониторинг состояния дел с детским отдыхом во всех субъектах РФ, на основе которого подготовлен специальный доклад, содержащий анализ основных нарушений, результаты самого мониторинга, а также предложения по решению проблемных вопросов.

В целом, по оценке детского омбудсмена, летняя оздоровительная кампания 2017 года, благодаря совместным усилиям всех ведомств, прошла успешней, чем летние кампании предыдущих периодов. Например, зафиксировано снижение случаев массовых отравлений детей во время отдыха.

Однако, согласно проведенному мониторингу, с 2015 года прослеживается тенденция снижения общего числа оздоровительных организаций для детей. Среди причин – износ объектов инфраструктуры и устаревшая материально-техническая база объектов летних лагерей, высокая затратность содержания подобных объектов, а также необходимость обеспечения безопасности детей на отдыхе.

Также отмечается снижение темпов строительства новых мест организованного детского отдыха – так, за 2017 год введено в строй всего 8 новых лагерей, рассчитанных всего на 878 мест. Кроме того, среди ключевых проблем – вопросы финансирования летнего отдыха и регламент проведения закупок.

Анна Кузнецова обратила особое внимание на состоянии материально-технической базы летних оздоровительных организаций в преддверии летней оздоровительной кампании 2018 года. В этой связи она напомнила, что еще в 2010 году Президентом России изношенность материально-технической базы летних лагерей обозначена и как проблема, и как задача для решения на всех уровнях власти.

Однако и в 2018 году, по словам Кузнецовой, эта проблема остается актуальной. В этой связи специально к заседанию Экспертного совета был проведен мониторинг состояния объектов инфраструктуры летних лагерей. На основании инспекционных проверок, которые проводили региональные уполномоченные по правам ребенка, удалось выявить ряд системных проблем. В результате анализа получена следующая информация:

  • По данным 82 субъектов Российской Федерации, в 2017 году количество недействующих организаций отдыха и оздоровления детей (из-за реконструкции, капитального ремонта или приостановления строительства) составило 377 учреждений (в 2015 г. – 339).
  • Недействующие организации отдыха и оздоровления детей были рассчитаны в среднем на 63524 места за одну смену, т.е. 190572 места за 3 смены (в 2015 г. – на 56850 мест за одну смену, т.е. 170550 мест за 3 смены).
  • Наибольшее количество недействующих организаций отдыха и оздоровления детей в 2017 году в Московской области (53), Санкт-Петербурге (29), Краснодарском крае (26), Республике Крым (16), Самарской области (16), Республике Татарстан (16).
  • Количество построенных (новых) организаций отдыха и оздоровления детей в 2017 году составило всего 8 учреждений и рассчитаны они на 878 мест. Лагеря были построены в Кемеровской области (2), Кировской области (2), Чеченской Республике (2), Республике Бурятия (1), Челябинской области (1).

Таким образом, вопросы развития инфраструктуры отдыха и оздоровления детей снова остались неразрешенными, в том числе в сфере создания безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В общей структуре оздоровительных организаций в 2017 году загородные стационарные лагеря занимали лишь 5%. Преобладали лагеря дневного пребывания, обычно организуемые при школах — 76%. По данным Росстата на 1 января 2017 года в Российской Федерации проживали 18173022 ребенка в возрасте от 6 до 17 лет включительно, при этом в 2016 году в загородных лагерях отдохнули 1453987 детей. Таким образом, на полноценный летний отдых могут рассчитывать всего 8% детей, подчеркнула Анна Кузнецова.

Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ Юлия Обухова остановилась на вопросах нормативно-правового регулирования сферы отдыха детей и их оздоровления, в частности, предложено лицензировать образовательные программы в учреждениях детского отдыха.

Также в правительство уже внесен законопроект, утверждающий примерную форму договора между детским лагерем и представителем ребенка, что позволит увеличить степень ответственности организации, принимающей на отдых ребенка. Кроме того, Юлия Обухова сообщила о начале реализации на базе Московского педагогического государственного университета программы подготовки качественных кадров для детских лагерей, внедрении в программу обучения основ вожатской деятельности.

В рамках дискуссии было отмечено, что регионы, и, следовательно, проживающие в них дети, находятся в неравных условиях, так как, согласно 184 федеральному закону, вопросы организации и обеспечения детского отдыха относятся к компетенции субъектов РФ, у которых и финансовый, и материальный, и инфраструктурный потенциал существенно различается.

Региональный аспект в организации летнего оздоровительного отдыха представили детские омбудсмены в Республике Крым, Севастополе и Республике Тыва на примере своих субъектов. Зампред Правительства Республики Тыва Шолбан Хопуя, обратил внимание на отсутствие в республике детского центра круглогодичного пребывания. По его словам, строительство такого лагеря на 350 мест позволит увеличить охват оздоровительным отдыхом дополнительно более 2 тыс. детей ежегодно, пока же более 2800 юных тувинцев отдыхают за пределами республики.

Ирина Клюева остановилась на проблемных вопросах в сфере детского отдыха и оздоровления в Крыму, отметив, что более чем за 20-летний период эксплуатации детских лагерей никаких капиталовложений не делалось, поэтому в большинстве оздоровительных учреждений полуострова необходимо провести капитальный ремонт.

Вместе с тем она отметила, что за последние годы в 70% оздоровительных учреждениях произведена замена технологического оборудования, в республике в целом сформирована нормативно-правовая база, актуализирован реестр действующих, лицензированных детских лагерей полуострова, создана межведомственная комиссия по организации детского отдыха, которая осуществляет контроль за подготовкой лагерей и их деятельностью в течение летнего периода. Также она обратила внимание на вопросы безопасности при перевозках детей к местам отдыха и на экскурсии, на создании безбарьерной среды в местах отдыха для детей с особенностями развития, а также на проблемы неорганизованного отдыха групп детей, пользующихся услугами частных пансионатов.

Уполномоченный по правам ребенка в г. Севастополе Марина Песчанская также отметила материально-техническую изношенность детских лагерей, при этом она подчеркнула, что из десяти учреждений только два – государственных, шесть – частных, а в отношении двух оставшихся идут суды с целью возврата их в государственную собственность.

В дискуссии по региональной проблематике летнего отдыха была затронута тема детского туризма. Так, в Республике Крым, например, при огромном природном потенциале полуострова сертифицировано всего семь туристических маршрутов средней протяженностью от 2 до 10 км, так называемые «прогулки до обеда».

Генеральный директор ВДЦ «Орленок» Александр Джеус, опираясь на свой многолетний опыт, представил анализ практического применения требований нормативно-правовой базы организации отдыха и оздоровления детей. По его оценке, большинство проблем в сфере деятельности детских лагерей могут быть решены путем передачи полномочий по организации детского отдыха в совместное – федеральное и региональное – ведение. Кроме того, по его мнению, налог на землю и на имущество «убивает» желание бизнеса развивать инфраструктуру детского оздоровительного отдыха. «Бизнес не придет в детский отдых на существующих условиях. Это утопия», – заявил Джеус.

По теме обеспечения безопасности всех видов лагерей отдыха и оздоровления детей выступили заместитель начальника отдела организации санитарного надзора по гигиене детей и подростков (Роспотребнадзор) Галина Яновская и руководитель управления процессуального контроля за расследованием отдельных видов преступлений Следственного комитета РФ Евгения Минаева, начальник Управления организации охраны правопорядка в жилом секторе и деятельности по исполнению административного законодательства ГУОООП МВД России Станислав Колесник и заместитель директора Департамента кадровой политики МЧС России Татьяна Поплавская. В частности, в ходе дискуссии были затронуты проблемы соблюдения продолжительности смен в лагерях, координация деятельности и соответствие требований контролирующих органов.

Завершая обсуждение, детский омбудсмен подчеркнула, что доступность летнего детского оздоровительного отдыха не должна исключать качество, и наоборот, качество не должно исключать доступность. «Любая форма организованного отдыха в сотни раз безопаснее, чем любой неорганизованный отдых, поэтому нельзя, чтобы новые меры носили ограничительный характер. Наши предложения, новые нормы и требования должны служить развитию, а ни в коем случае не ограничению. Мы должны работать не на расширение каких-то норм и регламентов, а ориентироваться, прежде всего, на конечного получателя этой услуги — на ребенка. В этом ключ к успеху, – подвела итог Анна Кузнецова. – Все предложенные участниками Экспертного совета меры будут в обязательном порядке рассмотрены, систематизированы и войдут в рекомендации Министерству образования и науки Российской Федерации для совершенствования организации детского отдыха в преддверии летней оздоровительной кампании 2018 года».

Источник: Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, 29.03.2018