В ОП РФ обсудили тонкости законодательства о новом статусе для СО НКО

Пока преимущества статуса исполнителя общественно полезных услуг неочевидны — Елена Тополева-Солдунова22 марта члены Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО провели экспертное совещание по вопросам разработки мер поддержки исполнителей общественно полезных услуг (ИОПУ).

Закон о мерах поддержки социально ориентированных НКО, получивших статус исполнителей общественно полезных услуг (ИОПУ), вступил в силу в России в прошлом году. Организация может получить такой статус в том случае, если она на протяжении одного и более года оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества. Перечень приоритетных направлений деятельности социально ориентированных НКО подписан Президентом РФ.

«Исполнителей общественно полезных услуг стало более ста. Их количество будет увеличиваться, так как полномочия по выдаче заключения о качестве услуг перевели на региональный уровень. Но вопрос — зачем? Проблема состоит в том, что преимущества, которые дает этот статус, — они неочевидны», — сказала председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Елена Тополева-Солдунова.

«С одной стороны, в законодательстве прописано, что они имущественную и финансовую поддержку должны получить на длительный срок — не менее двух лет. С другой стороны, нет такого обязательства со стороны органов власти — этим исполнителям общественно-полезных услуг какие-либо преимущества предоставлять», — сказала она.

По ее словам, в определенных ситуациях положение этого закона становится ограничением. Это стало очевидным после анализа обращений на горячую линию ОП РФ.

«На горячую линию приходят письма от НКО, которые жалуются, что они не могут получить заключение о надлежащем качестве услуг либо они не могут получить преимущества», — рассказала она. В связи с этим Елена Тополева-Солдунова предложила участникам экспертного совещания закрепить преимущества законодательно или методически.

В совещании приняли участие представители Высшей школы экономики, которые провели научное исследование по обсуждаемой теме. Так, представитель Высшей школы экономики Ирина Мерсиянова выразила надежду, что проведенное исследование будет полезным для практиков.

«Все мы всегда ссылаемся на слова Президента, что 10 процентов бюджета регионов должно направляться на НКО. Однако эти показатели равны 1,6 процента. Сегодня плохая бюджетная статистика для НКО. Почему так происходит? Возможно, срабатывает субъективный фактор, когда губернаторы, министры не понимают значимости НКО. Но есть и позитивный фактор: создана правовая база, она работает в регионах, позволяет применять различные типы, которые имеют конкурентный характер, — рассказал сотрудник Высшей школы экономики Борис Рудник.

Член ОП РФ Елена Альшанская, чья НКО находится в статусе исполнителя общественно полезных услуг, посетовала: «Мы все получили ноль. Те преференции, которые прописаны в федеральном законе, — там все общее, нет никакой конкретики, конкретику должны сделать регионы, но регионы ничего не сделали. Нужно принять меры к тем регионам, которые ничего не предприняли. Игнорировать и не принимать они не имеют право. Есть всего один регион, который все это реализовал. Нужно рассмотреть опыт Якутии и решать эту проблему уже сейчас».

Председатель Комиссии ОП РФ по вопросам благотворительности, гражданскому просвещению и социальной ответственности Александр Ткаченко отметил, что некоторые регионы готовы передать бюджетные средства НКО, но сами НКО не готовы стать пользователями этих бюджетных средств.

Во время совещания члены ОП РФ совместно с представителями социально ориентированных НКО, органов государственной власти, экспертами обсудили правовые нормы, устанавливающие меры поддержки, на которые могут рассчитывать НКО, получившие статус исполнителя общественно полезных услуг и включенные в соответствующий реестр.

Были рассмотрены вопросы экспертной проработки возможных преференций для социально ориентированных НКО ИОПУ, меры и механизмы поддержки ИОПУ, а также необходимые решения для внедрения ИОПУ.

Участники совещания решили запустить несколько пилотных проектов и проанализировать, как они будут работать, и далее вносить необходимые изменения в законодательство, тиражировать лучший опыт, готовить методические материалы.

Источник: Пресс-служба Общественной палаты РФ, 22.03.2018