Отдых школьников в этом году может заметно подорожать

Предстоящее лето может оказаться финансово непростым для родителей, которые хотят отправить своего ребенка в летний лагерь. По сравнению с прошлым годом детский отдых уже подорожал на 7-10 процентов, рассказали «РГ» туроператоры, которые специализируются на этом направлении.

Самая дешевая путевка на Азовское море обойдется в 19 тысяч рублей на три недели без учета дороги. Хотя год назад смена в том же лагере стоила 17 тысяч рублей. За эти деньги ребенок будет жить в комнате на восемь человек с удобствами на этаже. Хочешь более комфортные условия? Готовься заплатить 45-55 тысяч рублей. Путевка за рубеж в среднем обходится в 120 тысяч рублей с перелетом.

«Конечно, это очень накладно. Номногие родители готовы к тратам, только бы ребенок был занят делом, а не болтался по улице», — говорит директор компании «Согласие» Татьяна Остапенко. Тем не менее, по ее словам, по структуре спроса видно, что финансовые возможности многих семей на пределе.

Активнее всего раскупаются бюджетные варианты, а также самые дорогие путевки. Средний сегмент безнадежно просел еще три года назад, и пока процесс его восстановления идет крайне медленно. В 2018 году игроки рынка не ожидают восстановления платежеспособного спроса.

Казалось бы, с детскими путевками действует то же правило, что и при покупке обычных туров, а они в этом году обещают стать дешевле. Во всяком случае, на российском юге. Большинство гостиниц Анапы, Геленджика и Крыма отказались повышать цены на сезон 2018 года, а многие даже их снизили на 10-20 процентов. Увы, нет, к лагерям это не относится.

«Разница в том, что гостиницы в прошлом году резко подняли свои расценки, почти на треть. И теперь, после неудачного сезона их снижают. Детские лагеря этого не делали, а все ценовые изменения завязаны на стоимости продуктов питания и ЖКХ», — объясняет Татьяна Остапенко, добавляя, что сильнее всего поднимать цены могут позволить себе самые востребованные детские лагеря. На «выезде» подорожание происходит в основном за счет перевозки.

Предыдущий сезон в сегменте детского отдыха назвать удачным вряд ли возможно. Вот результаты прошлогоднего опроса, проведенного сервисом путешествий Туту.ру: четверть российских детей провели летние каникулы дома, около 20 процентов отдыхали на даче, еще 12 процентов — в деревне. На море смогли поехать всего десять процентов детей. Самыми непопулярными оказались детские лагеря: пять процентов опрошенных побывали в летних лагерях в России и примерно два процента — за границей.

«Пока мы видим, что продажи детских путевок стартовали лучше, чем год назад. Но это касается только двух направлений — России и Турции», — сообщила директор по туризму компании «Ост-Вест» Наталья Твердышева. Другие туроператоры в число лидеров детского отдыха добавляют Болгарию. Все дело опять же в доступности отдыха. Некоторые лагеря здесь уже встали на «стоп» до середины лета, то есть мест в них не осталось. Следом с большим отрывом идут Испания, Греция и Мальта.

Примерно 75 процентов детей в России ездят в лагеря благодаря выделенным властями субсидиям

Впрочем, глава компании «Дельфин» Сергей Ромашкин обращает внимание, что коммерческие игроки составляют лишь небольшую часть рынка детского туризма. Примерно 75 процентов детей путешествуют благодаря выделенным властями субсидиям. И государство за счет увеличения финансирования с каждым годом только наращивает свое участие.

По оценкам экспертов, в черноморских лагерях ежегодно отдыхают 200-300 тысяч детей. И еще несколько миллионов ребят остаются в своих регионах.


Ближе к дому


По данным исследования Deloitte и Мосгортура, чаще всего ребенка отправляют в летний оздоровительный лагерь семьи с высоким уровнем доходов (1,3 раза в год), а также родители, которые настроены на углубленное изучение иностранного языка (1,4 раза в год).

Девять из десяти родителей отправляют детей в отечественные лагеря. При выборе места отдыха ребенка они руководствуются такими факторами, как близость лагеря к дому, его транспортная доступность, безопасность (регулярная связь с представителями лагеря, наличие пропускного режима, ежедневные и ночные обходы лагерной территории, постоянное, круглосуточное присутствие вожатых, администрации) и доступная стоимость путевки.

При этом двое из десяти родителей планируют в ближайшие два года отправить своего ребенка в зарубежный лагерь. Основные причины выбора — возможность изучения иностранного языка с носителем, более интересные программы (культурный обмен, новые места) и более комфортные условия проживания.

Главными факторами при выборе абсолютно любого лагеря — как в России, так и за рубежом — для родителей являются организация питания, персонал и коммуникации, а также трансфер детей.

Подготовила Елена Березина

Текст: Нина Егоршева

Источник: «Российская газета»,  27.02.2018, 21:48