Ростех: все перинатальные центры будут введены в срок

Коллегия Счетной палаты под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты проверки эффективности использования средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, направленных на реализацию региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения в части строительства и ввода в эксплуатацию перинатальных центров, а также экспертно-аналитического мероприятия «Оценка эффективности использования средств бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования, направленных на реализацию региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения, в части строительства и ввода в эксплуатацию перинатальных центров».

Проверяемый период: 2013-2017 гг.

С докладом выступили аудиторы Александр Филипенко и Максим Рохмистров.

В 2013-2017 гг. в 30 регионах России ведется строительство 32 перинатальных центров. Согласно распоряжению Президента по 15 центрам функции заказчика осуществляет Госкорпорация «Ростех»*, 17 — субъекты строят самостоятельно**.

Изначально все перинатальные центры должны были быть введены в эксплуатацию в 2016 г., однако, в связи с тем, что работы были завершены вовремя только в 13 регионах***, законодательно сроки окончания проектов были перенесены на текущий год.

слайд 4.jpg

Всего на строительство перинатальных центров за счет субвенции ФОМС и средств регионов предусмотрено свыше 83 млрд руб. На 15 центров, строительство которых ведет Госкорпорация Ростех, приходится 38 млрд руб. (субсидии ФОМС – 29 млрд руб., средства субъектов – 9 млрд руб. или 25%). На 17 центров, которые регионы строят самостоятельно — 44 млрд руб. (субсидия ФОМС 23 млрд руб., средства субъектов – 20 млрд руб. или 47%).

В 2013 г. Минздрав России, ФОМС и регионы заключили трехсторонние соглашения. На их основании ФОМС довел субсидии до бюджетов территориальных фондов, которые направили их в бюджеты регионов. В субъектах РФ, где функции заказчика строительства выполняет Ростех, заключены соглашения по перечислению выделенных средств Госкорпорации «Ростех».

Для строительства перинатальных центров Ростех в 2013 г. создала дочернюю компанию СоцСтрой с правами Генерального подрядчика. По договорам с Ростехом СоцСтрой обязуется осуществить строительство перинатальных центров собственными силами и средствами, а также силами и средствами субподрядных организаций. «СоцСтрой заключил 88 договоров с подрядными организациями на проведение проектных, строительно-монтажных работ и закупку оборудования. То есть стал единым оператором по строительству центров», — заявил Александр Филипенко.

При проведении СоцСтроем конкурсных процедур и выборе подрядных организаций экономия средств составила свыше 792 млн руб. Кроме того, за услуги по организации строительства СоцСтрой в соответствии с заключенными с подрядчиками договорами должен получить 2,87% от стоимости выполненных работ (около 895 млн руб.). Таким образом, после приемки всех выполненных работ объем полученных средств составит около 1 687 млн руб. По информации Ростеха, эти средства по мере выполнения работ поступают на расчетный счет СоцСтроя и расходуются на организацию строительства и на дофинансирование наиболее проблемных перинатальных центров.

Активно работали с субподрядчиками и регионы, которые строят центры самостоятельно. Так, в Челябинской области подрядчиком по проектированию и строительству перинатального центра в соответствии с государственным контрактом является ООО «АльфаСтрой». Оно самостоятельно выполняло строительно-монтажные работы, но заключало договоры субподряда на разработку проектно-сметной документации и закупку медицинского оборудования (115 договоров с подрядными организациями).

К тому же, ООО «АльфаСтрой» (генеральный подрядчик) и ООО «АСКА» (подрядчик) в нарушение Градостроительного кодекса в период с 19 августа 2014 г. по 23 октября 2014 г. осуществляли строительные работы на объекте при отсутствии разрешения на строительство и положительного заключения государственной экспертизы на проектную и сметную документацию. «АльфаСтрой» при подготовке строительной площадки было вырублено 487 деревьев, 26 кустарников, 18 кв. м сосняков и снесено 13 128 кв. м газонов. Компания дала Правительству области гарантийные обязательства о проведении компенсационного озеленения в объёме снесённых зеленых насаждений в пределах центрального района Челябинска по окончании строительства. Однако на момент проведения контрольного мероприятия эти обязательства выполнены не были.

В ходе проверки выявлены недостатки при осуществлении закупочной деятельности, установлены нарушения требований Федеральных законов 135-ФЗ, 223-ФЗ и Положения о закупках, риски завышения начальных (максимальных) цен договоров. «В результате закупочная деятельность Ростеха и ООО «РТ-СоцСтрой» в части строительства перинатальных центров характеризовалась незначительным уровнем конкуренции на торгах, что и не позволило достичь существенной экономии», -заявил Максим Рохмистров. Так, доля закупок у единственного поставщика, связанных со строительством перинатальных центров, у Ростеха составила около 99% всех закупок (по сумме) в связи с тем, что генеральным подрядчиком выбран СоцСтрой, у СоцСтроя – 78%.

В Госкорпорации Ростех пояснили, что перинатальный центр является нестандартным объектом строительства с высокотехнологичным оборудованием и сложными инженерными системами, что обуславливает повышенные требования к компетенциям подрядчика. В таких условиях цена не может являться главным критерием при выборе исполнителя работ. Принцип «чем дешевле – тем лучше» является опасным, так как в ходе конкурентных процедур победу может одержать организация, не обладающая должным опытом и квалификацией.

В соответствии с условиями трехсторонних соглашений ФОМС все деньги отдал регионам, которые в отсутствии нормативно установленного взаимодействия с Ростехом в этой части предусмотрели разные условия перечисления денег Корпорации. Так, правительства Брянской области и Республики Карелия платят по факту выполненных работ, другие регионы или заранее перечислили все деньги Ростеху, или предоставляли их частями без привязки к объему выполненных работ. В результате Ростех, получив от регионов за 2014-2015 гг. 31 млрд руб., не использовал полностью полученные средства. Свободные средства находились на специальных банковских счетах, на которые они были предоставлены Субъектами. Полученные доходы от остатков на банковских счетах ГК составили более 2 млрд руб. На 1 января текущего года на счетах Ростеха находилось почти 12 млрд руб. При этом оплата выполненных подрядчиками работ осуществлялась Ростехом в сроки до 59 дней. По информации Ростеха, причиной задержек стали долгие сроки разработки и согласования проектной документации, не принятые в срок работы, а также проблемы с финансированием со стороны ряда субъектов РФ.

В ряде регионов при полностью выполненных работах оплата Ростехом производилась частично. Например, в Республике Ингушетия перинатальный центр введен в эксплуатацию, но на 1 июня не были завершены расчеты между Ростехом и СоцСтроем на сумму свыше 1 млрд руб. Схожая ситуация до определенного момента складывалась в Брянске и Республике Дагестан, где не были завершены расчеты на 35 млн и 428 млн руб. соответственно. Ростех проинформировал Счетную палату, что в дальнейшем указанные недочеты были устранены. К настоящему моменту взаиморасчеты между Ростехом и СоцСтроем полностью завершены. Работы в Брянске и Ингушетии так же профинансированы в полном объеме, расчеты по объекту в Республике Дагестан планируется закончить до конца августа 2017 г.

В ходе проверки Счетной палатой было установлено, что при выборе подрядных организаций 4 подрядчика предоставили СоцСтрою подложные банковские гарантии и получили авансы на сумму почти 3,9 млрд руб, из которых 3 млрд руб. в итоге не были подтверждены выполненными работами. В дальнейшем подрядчики досрочно покинули объекты, строительные работы были остановлены. Потенциальный ущерб, нанесенный недобросовестными компаниями, составил 3 млрд рублей. По выявленным фактам ведут работу службы безопасности Госкорпорации Ростех и СоцСтроя, Счетной Палатой направлено обращение в Генеральную прокуратуру. Готовится возбуждение уголовных дел, в рамках которых предстоит дать оценку действиям 4 подрядных организаций.

На заседании Коллегии представитель Ростеха проинформировал, что Корпорация приняла решение о финансировании дефицита строительства перинатальных центров, связанного в том числе с недобросовестными подрядчиками и увеличением стоимости строительства центров по сравнению с уровнем цен 2014 года, когда была разработана проектная документация. Указанные расходы планируется осуществить за счет полученных доходов по остаткам на счетах. На эти цели уже одобрено выделение 1,4 млрд рублей. По мере необходимости на завершение строительства будут выделятся дополнительные средства.

В ряде регионов установлены факты увеличения стоимости строительства. Однако соглашения этих субъектов скорректированы, есть положительное заключение экспертизы на новую ПСД. Так, по сравнению с первоначальным, увеличен объем финансирования, предусмотренный на проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию перинатального центра в Челябинской области за счет средств бюджета области с 468,4 млн рублей до 1,3 млрд руб. (40,4 % от общего объема финансирования). Увеличение стоимости строительства перинатального центра было связано, в том числе с низким качеством подготовки ООО «АльфаСтрой» проектной документации.

слайд 17.jpg

На 1 июня не достроено и не введено в эксплуатацию 17 центров. При этом Ростех сообщил, что, по состоянию на август, готовность проблемных объектов достаточно высока и составляет в Ленинградской области — 50%, в Смоленской области – 60%, в Тамбовской области – 59%, в Ульяновской области – 65%.

Низкий процент готовности (менее 15%) отмечен по центру в Норильске, где Красноярским краем только начато возведение здания. Это создает риски неввода указанных объектов в 2017 году.

На Коллегии представитель Ростеха заверил Счетную палату, что все оставшиеся перинатальные центры, которые строит СоцСтрой, будут введены в эксплуатацию до конца 2017 года.

Аудитор Александр Филипенко в своем докладе обратил внимание на то, что все строящиеся перинатальные центры отличаются по архитектурно-планировочным решениям, включая применяемые конструкции и материалы, имеют различный набор помещений, разное число родильных залов, операционных, реанимационных коек. Такие вновь создаваемые площади потребуют дополнительных расходов на оплату коммунальных услуг и других расходов, доля которых в тарифе ОМС ежегодно растет, забирая часть средств от оплаты труда медработников.

Коллегия Счетной палаты приняла решение направить представления ГК «Ростех» и ООО «СоцСтрой», доклад – Президенту Российской Федерации, информационные письма — в Министерство здравоохранения Российской Федерации, ФОМС, Правительство Челябинской области и ФАС России, обращение — в Генеральную прокуратуру, а также отчеты — в палаты Федерального Собрания и Контрольное управление Президента.

ГК «Ростех» и ООО «СоцСтрой» должны отчитаться перед Счетной палатой о выполнении представлений до 1 октября 2017 г.

Справочная информация:

* В республиках Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Карелия, Саха (Якутия), Архангельской, Брянской, Ленинградской, Оренбургской, Пензенской, Псковской, Смоленской, Тамбовской, Ульяновской областях.

** В республиках Татарстан, Хакасия, Кабардино-Балкарской Республики, Алтайском, Краснодарском, Красноярском (2 центра) и Ставропольском краях, Белгородской, Калужской, Липецкой, Московской (2 центра), Нижегородской, Самарской, Сахалинской и Челябинской областях.

*** В Алтайском, Красноярском (г. Ачинск), Ставропольском краях, Белгородской, Челябинской, Калужской, Липецкой, Самарской, Нижегородской областях, Республиках Татарстан и Хакасия (до сих пор не получена лицензия на медицинскую деятельность), а также два перинатальных центра, строительство которых обеспечивает ГК «Ростех» в Оренбургской области и Республике Башкортостан. В марте 2017 года введен в эксплуатацию перинатальный центр в Брянской области, в мае 2017 года введены в эксплуатацию перинатальные центры в республиках Дагестан и Ингушетия.

Источник: Счетная палата Российской Федерации, 07.08.2017