Татарстан – Детский отдых: как нам обустроить лагеря

Июнь ознаменовал собой наступление долгожданной для всех школьников летней поры. И перед родителями вновь встал традиционный вопрос: куда отправить ребенка, чтобы и ему провести каникулы с пользой, и самим взрослым отдохнуть от постоянных забот о любимом чаде?

В Татарстане уже 17 лет реализуется республиканская программа организации летнего отдыха и оздоровления детей и молодежи, в рамках которой ежегодно более 200 тысяч школьников и студентов имеют возможность отдохнуть в оздоровительных лагерях. Действует Республиканская межведомственная комиссия по организации отдыха, оздоровления, занятости детей и молодежи под председательством вице-премьера Асгата Сафарова.

В 2013 году различными формами организованного отдыха в Татарстане при поддержке государства планируется охватить 212 тысяч детей. Наиболее доступной формой отдыха юных татарстанцев является дневное посещение пришкольных лагерей, однако более привлекательными для самих детей и их родителей остаются стационарные загородные лагеря. Для очень многих детей две-три недели вне города и без родителей, но в компании других ребят остаются одним из самых ярких положительных воспоминаний.

Традиционно для желающих отправить детей в загородный лагерь республиканским бюджетом предусмотрены субсидии, покрывающие до 85 процентов стоимости путевки, остальную сумму вносят родители. При этом субсидируются путевки не только в муниципальные и государственные лагеря, но и в частные санатории, базы отдыха.

Жители республики, желающие отправить своего ребенка отдохнуть в лагерь, сегодня имеют довольно широкий выбор мест. Только в Казани в муниципальной собственности находятся 10 действующих лагерей, кроме них свои услуги по детскому отдыху предлагают частные санатории, лагеря, базы отдыха. В Казани у «частников» отдыхает примерно половина из 15 тысяч детей, и это на сегодняшний день максимум возможностей коммерческих санаториев, лагерей и баз отдыха в столице РТ и ее пригородах. Для предпринимателей летний отдых – это гарантированная заполняемость жилых помещений за неплохие деньги, и потому они борются за госзаказ на соответствующих конкурсах. Неудивительно, что в по­следние годы иные санатории выделяют летом для детей отдельные корпуса, а другие расширяются, чтобы удовлетворить растущий спрос.

Однако за местами в коммерческих лагерях все равно выстраиваются очереди. По словам сотрудников казанского МБУ «Ял», ответственного в столице Татарстана за  детский отдых, путевки в  частные санатории разлетаются как горячие пирожки – за два дня. На долю муниципальных лагерей остаются преимущественно различные профильные смены, а также ряд категорий детей, чей отдых оплачивается бюджетом полностью.

Выбор родителей вполне объясним – «частники» предлагают за те же деньги намного более комфортные условия, чем муниципальные лагеря. Санатории построены не так давно и содержатся в хорошем состоянии, а лагеря, что находятся в собственности муниципалитетов, сохраняют свой «первозданный» вид на протяжении десятилетий. Понятно, что деревянные щитовые домики, которым уже сорок лет, не могут тягаться в привлекательности с капитальными строениями с отоплением, теплыми санузлами и прочими благами цивилизации. При этом для родителей отдых ребенка в санатории может обойтись в те же самые 2–3 тысячи рублей, что и поездка «в прошлое» в виде «советских» лагерей.

С каждым годом все большей популярностью пользуются и более дорогие места отдыха, родительская плата в которых сравнима, а то и превышает сумму государственной субсидии, но за эти деньги мама с папой приобретают своему чаду целый комплекс дополнительных услуг. В муниципальных лагерях предложить, к примеру, лечебные процедуры, массаж или обучение плаванию в бассейне попросту невозможно по причине отсутствия необходимого оборудования, помещений, персонала.

Многие взрослые еще с собственного советского дет­ства уверены, что детям в лагере не столь важны бытовые условия. Само нахождение на свежем воздухе должно компенсировать ребенку необходимость ходить в туалет на улице и жить в огромной общей палате, продуваемой ветрами из щелей. Но, к сожалению, а скорее, к счастью, большинство современных детей не приучены к минимальному комфорту, а потому кровати с панцирной сеткой и удобства на улице могут перечеркнуть у ребенка значительную часть положительных эмоций от летнего отдыха.

  • Построив новые здания, можно сэко­номить на содержании лагеря, а значит, больше тратить средств на методическую часть, приглашать квалифицированных педагогов, предоставлять детям разнообразные возможности для отдыха, образовательные программы, то есть дать все то, что есть сейчас в частных санаториях

Справедливости ради стоит отметить, что власти республики поддерживают систему детских оздоровительных лагерей. Заслуживает уважения хотя бы тот факт, что ее, эту систему, вообще удалось сохранить в непростые для страны годы. Из 132 детских лагерей, существовавших в Татарстане в начале 90-х годов, сегодня по своему профилю действуют 117. Подобными результатами может похвастаться редкий регион России. На текущее содержание лагерей республиканские и муниципальные власти ежегодно выделяют средства. Но, к сожалению, денег как всегда не хватает. В большинстве лагерей средства тратятся на обслуживание прогнивших деревянных строений, ржавых трубопроводов и безнадежно протекающих крыш. Все это обходится в такие суммы, что о развитии думать уже не приходится. Выделяемые средства используются не­эффективно, будучи направленными лишь на то, чтобы продлить жизнь ветхих по­строек еще на год и обеспечить соблюдение требований различных контролирующих организаций. Вот и приходится красить из года в год десятым слоем краски оконные рамы, двенадцатым – бетонные ступеньки, пятнадцатым – раковины в умывальниках.

Конечно, идеальным вариантом было бы построить вместо старых обветшавших корпусов новые здания, в которых пластиковые окна и покрытые плиткой ступени не нуждаются в регулярной покраске и нет гниющей крыши, требующей постоянного ремонта. И тогда такой лагерь вполне может быть комфортным и при этом экономически эффективным. Подтверждением тому являются все те же частные санатории, которые за аналогичные деньги предоставляют комфортные условия отдыха, и при этом еще и приносят прибыль. Но для модернизации, а фактически – нового строительства нужно единовременно достаточно много средств, которые есть далеко не всегда. Примеры лагеря «Черноморец» в Краснодарском крае, на средства республиканского бюджета превращенного в одно из лучших в России мест детского отдыха, новых лагерей «Волга», «Пламя», «Полянка» пока являются единичными.

В Казани значительных успехов удалось достичь в модернизации лагеря «Заречье», причем в основном на привлеченные, а не бюджетные средства. Сконцентрировав сэкономленные по всем муниципальным лагерям финансы, привлекая внебюджетные источники, деньги спонсоров и благотворителей, размещая коммерческие смены, казанскому МБУ «Ял» впервые за долгие годы удалось провести не просто текущий ремонт, а вложить средства в реконструкцию лагеря. И в результате сейчас «Заречье» стал местом, способным круглогодично принимать гостей. При этом размер родительской платы в лагере сохранен на прежнем, доступном уровне.

С другой стороны, практику восстановления и строительства лагерей исключительно на средства налого­плательщиков вряд ли стоит делать повсеместной. По мнению начальника отдела по вопросам здравоохранения, спорта и формирования здорового образа жизни аппарата Кабинета Министров, заместителя председателя комиссии по организации отдыха, оздоровления, занятости детей и молодежи РТ Андрея Кондратьева, к модернизации системы детских оздоровительных лагерей следует привлекать предпринимателей – в форме государственно-част­ного партнерства (ГЧП). Тем более что, как можно видеть, для них детский отдых может быть вполне себе самодостаточным бизнесом. Но необходимо отработать экономический механизм, который, с одной стороны, обеспечил бы инвесторам уверенность в сохранности вложений и стабильные «правила игры», а с другой – гарантировал бы государству комфортный и безопасный отдых детей республики.

Схемы ГЧП могут быть различными, но идея у них одна – инвестор, вкладывая средства в модернизацию дет­ского лагеря, обязуется обеспечить выполнение госзаказа на летний детский отдых. В виде лагеря он получает не только старые постройки, которые все равно придется снести, но и весьма недешевый земельный участок, подведенные инженерные сети, дорожную инфраструктуру. А значит, по сравнению со строительством лагеря «с нуля» затраты здесь будут намного ниже.

Построив новые здания, можно сэкономить на содержании лагеря, а значит, больше тратить средств на методическую часть, приглашать квалифицированных педагогов, предоставлять детям разнообразные возможности для отдыха, образовательные программы, то есть дать все то, что есть сейчас в част­ных санаториях. При этом, в отличие от нынешних летних лагерей, новые капитальные строения можно использовать круглогодично, предоставляя посетителям отдых даже зимой. В новых комфортных лагерях можно проводить различные предметные олимпиады и конкурсы, предоставлять услуги для частных школ, профильных смен общественных организаций, размещать гостей многочисленных форумов, семинаров, спортивных состязаний. Бизнес будет заинтересован в максимально эффективном использовании полученной собственности, но при этом профиль учреждения сохраняется именно таким, какой необходим государству.

Такое государственно-частное партнерство могло бы кардинально решить проблему развития детских лагерей. Вместо заведомо убыточного имущества, на которое ежегодно надо тратить деньги, в системе детских оздоровительных лагерей появился бы новый эффективный бизнес, дополнительные рабочие места и вместе с тем сохранилась бы возможность каждый год за невысокую плату отправлять на отдых своих юных жителей. С одним лишь отличием – качество этого отдыха было бы совершенно иным.

  • За местами в коммерческих лагерях все равно выстраиваются очереди. По словам сотрудников казанского МБУ «Ял», ответственного в столице Татарстана за детский отдых, путевки в частные санатории разлетаются как горячие пирожки – за два дня

«По республике и в Казани есть достойные примеры государственно-частного партнерства», – говорит Андрей Кондратьев. Так, в столице республики с инициативой о государственно-частном партнерстве выходит руководство ответственного за муниципальные лагеря МБУ «Ял», предлагая, к примеру, продолжить модернизацию уже упомянутого ДОЛ «Заречье», превратив его во всесезонный оздоровительный лагерь.

В настоящее время руководство Татарстана принимает меры для улучшения качества детского отдыха. Уже согласована и одобрена долгосрочная республиканская программа развития системы детских оздоровительных лагерей, по которой планируется ежегодно с 2014 года выделять из республиканского бюджета по 100 миллионов рублей – как на реконструкцию республиканских лагерей, так и на ремонт муниципальных с привлечением инвесторов на конкурсной основе в соответствии с жестко определенными условиями.

Если внимание государства к вопросам детского отдыха действительно удастся объединить с возможностями бизнеса, то результатом может стать хорошее настроение и крепкое здоровье еще большего количества юных татарстанцев, чей отдых выйдет на качественно новый уровень. А это, несомненно, цель, достойная серьезных усилий как со стороны чиновников, так и со стороны предпринимателей.

Евгений Семин

Источник: Газета Республика Татарстан, 11.07.2017, 00:14