Московский штаб ОНФ намерен отстаивать доступность дополнительного образования в столице

Эксперты регионального штаба ОНФ в Москве выявили системные проблемы в сфере дополнительного образования и нацелены на их скорейшее решение. В ОНФ уверены, что дополнительное образование в Москве должно отвечать столичному уровню. Ряд конкретных предложений для профильных департаментов столичного правительства уже выработан.

В Москве немало кружков и секций, но, по мнению экспертов, далеко не все они в равной мере доступны для детей. Данные Центра независимого мониторинга исполнения указов президента РФ «Народная экспертиза» ОНФ свидетельствуют о том, что главной помехой на пути гармоничного развития ребенка, требующего не только участия школы, зачастую становятся деньги. Так, в девяти из двенадцати столичных округов 42% опрошенных отметили, что выбор бесплатных и недорогих кружков и секций недостаточен, посчитав, что этот вид услуг остается малодоступным для семей с низким доходом.

Не менее остро вопрос стоит и для семей, воспитывающих детей-инвалидов. По ряду причин, в том числе в силу отсутствия необходимой инфраструктуры, они лишены возможности посещать кружки и секции.

Недостаток информации также не способствует популяризации дополнительного образования среди детей, школьников и их родителей. Лишь 28% респондентов заявили, что подобная работа ведется очень активно. Им «противостоят» 23%, которые считают, что работа практически не ведется, и 37%, уверенных, что она ведется слабо. По мнению экспертов, недостаточно и количество учреждений допобразования в городе, число которых в результате проводимой правительством Москвы оптимизации сократилось в несколько раз. Так, в ЦАО остался лишь один центр дополнительного образования для детей – Центр творчества «На Вадковского».

«Москва не просто показывает пример – она в какой-то степени моделирует будущее России. В городе огромный выбор прекрасных специалистов, не являющихся сотрудниками школ или центров дополнительного образования, в самых разных областях – от музыки до физики, от инженерии до искусства повара. К сожалению, выбор и уровень дополнительного образования, который мы имеем в Москве, не соответствует возможностям города и потребностям его жителей. Не соответствует он и качеству общего образования, достигнутому в городе, качеству московских школ, университетов, учреждений культуры», – уверен сопредседатель московского штаба ОНФ, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.

Даже в тех случаях, когда талантливый специалист хочет работать с детьми и «вести» собственный кружок, например при школе, на пути у него становится барьер из административных препон, кипы необходимых документов и разрешений. При этом человек может быть готов вести занятия и делиться своим опытом абсолютно безвозмездно, но нынешняя нормативная база воспрещает директорам школ такие занятие организовывать и оформлять. Этот ограничитель должен быть снят в самое ближайшее время, уверен Кузьминов.

Не на пользу сектору зачастую идет и реформа учреждений дополнительного образования: их переводят в подведомственность тех или иных профильных департаментов Москвы, укрупняют, формируют центры на базе школ. Так, в рамках оптимизации на базе московского городского Дворца детского (юношеского) творчества «Воробьевы горы» идет объединение целого ряда учреждений, где обучаются около 10 тыс. детей. Слияние стало серьезной проблемой, особенно для спортивных школ. Оставаясь в системе Дворца, они теряют свой статус, ставку и право на подготовку олимпийских чемпионов, ведь подобную деятельность могут вести лишь учреждения, подведомственные министерству спорта. Еще один яркий пример – ситуация вокруг Центра дополнительного образования детей «Парк Новослободский», где идет переход под ведомство министерства культуры и проводится процедура присвоения Центру статуса ДШИ (детская школа искусств). Изменение подведомственности и статуса привело к тому, что все направления, кроме профильных художественно-эстетических дисциплин, становятся платными и отправляются на самоокупаемость, а в случае невостребованности – попросту закрываются. Вывод прост: в результате подобных манипуляций отрасль, с одной стороны становясь более компактной, с другой – теряет ценные учреждения, талантливых подопечных, а главное – уникальные преподавательские кадры.

Вот лишь некоторые проблемы, выявленные активистами, но все они, по мнению московского штаба ОНФ, могут быть решены при условии общественного обсуждения с участием представителей профильных департаментов столичного правительства.

Осенью представители ОНФ планируют провести мониторинг ситуации, чтобы установить реальную картину вовлеченности дошкольников и школьников в систему дополнительного образования. «На основе полученных данных и нужно принимать решение о конкретных направлениях расширения системы дополнительного образования и ее ресурсном обеспечении», – подчеркнул Кузьминов.

Чтобы сделать дополнительное образование более доступным, активисты ОНФ предлагают установить законом города Москвы порядок аккредитации платных программ и секций, предусмотрев, что 25% мест должны предоставляться бесплатно детям и школьникам из многодетных, неполных и малообеспеченных семей на конкурсной основе. Кроме того, предлагается ввести практику именных сертификатов для детей, которые позволили бы полностью или частично оплачивать посещение какого-либо кружка или секции. Для более эффективной организации работы сектора активисты московского штаба ОНФ предлагают создать общегородской координационный совет по вопросам дополнительного образования при правительстве Москвы.

Общественники берут на контроль вопрос с повышением уровня доступности дополнительного образования. Московский штаб ОНФ намерен организовать на своей площадке широкое обсуждение этой темы совместно с представителями департамента образования, в ходе которого активисты обозначат конкретные задачи и проблемы дополнительного образования. На их основании будет сформирован ряд четких рекомендаций, которые помогут изменить ситуацию к лучшему.

Источник: Общероссийский народный фронт, 06.07.2015, 15:48