Круглый стол «Дошкольное образование в образовательных комплексах – риски и возможности»

Воспитание и образование детей, особенно в первые годы жизни, играет важную роль в их физическом и духовном развитии, в укреплении здоровья и получении необходимых знаний и навыков. Это — задача профессиональных педагогов, специалистов, которые понимают всю специфику работы с каждым отдельным ребенком.

На сегодняшний день дошкольное образование в Москве столкнулось с рядом проблем, вызванных объединением детских садов и школ в образовательные комплексы. По мнению многих родителей и сотрудников учреждений дошкольного образования, такие изменения только ухудшили качество работы с детьми.

Разобраться, так ли это, решила Межкомиссионная рабочая группа по общественному контролю за модернизацией образования города Москвы. 24 июня в Общественной палате города Москвы состоялся круглый стол «Дошкольное образование в образовательных комплексах – риски и возможности».

«Задача Общественной палаты – улучшить жизнь москвичей. Мы готовы выслушать мнение всех участников и передать их предложения по данному вопросу в Департамент образования», – сообщила модератор круглого стола, член Межкомиссионной рабочей группы Нина Ларионова.

В обсуждении приняли участие: бывшая заведующая дошкольным образовательным учреждением Юлия Муромцева; эксперт ОПГМ, доктор экономических наук Ольга Александрова; директор Института развития НИУ ВШЭ Ирина Абанкина; члены Рабочей группы и эксперты ОПГМ, представители родительской общественности Москвы.

О первых итогах реформы образования рассказала Юлия Муромцева: по результатам мониторинга, многие детские сады и ясли лишились компетентных сотрудников, произошло сокращение педагогов по физкультуре и дополнительному образованию, увеличилось количество детей в группах. Одной из главных проблем Юлия Викторовна считает выведение из штата сотрудников поваров и медицинского персонала. По ее мнению, сложившаяся ситуация разрушает традиционную систему дошкольного образования.

Эксперт Общественной палаты Ольга Александрова проанализировала проблемы дошкольного образования в Москве, опираясь на опыт других городов России и ряда европейских стран. Она подчеркнула, что любые изменения в работе образовательных учреждений должны учитывать специфику социальной, экономической и культурной ситуации того или иного региона.«Сегодня необходимо вести диалог с Департаментом образования, обсуждать наиболее актуальные вопросы. Ведущую роль в этом может сыграть Общественная палата города Москвы», – объяснила Ольга Аркадьевна. Она также предложила провести общественную экспертизу работы детских садов и яслей.

Представитель Высшей школы экономики, член Общероссийского народного фронта Ирина Абанкина предложила членам Общественной палаты выступить с обращением к органам власти по вопросу нормирования оплаты труда педагогов дошкольных учреждений:«Чтобы реализовать стандарты образования, необходимо отменить подушевую оплату». Ирина Всеволодовна также считает, что возвращение к прежним санитарным правилам и нормам (СанПиН) по количеству детей в группе облегчит работу воспитателей и позволит им уделять больше внимания каждому ребенку.

О дошкольном образовании для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) рассказал член Межкомиссионной рабочей группы Дмитрий Шаповалов. На сегодняшний день в перечне государственных услуг, оказываемых столичными детскими садами, для них не существует отдельного норматива.«Необходимо провести процедуру разделения образовательных комплексов, что обеспечит прозрачность распределения бюджетных средств на работу с разными группами детей»,– предложил участник круглого стола.

Отдельной темой обсуждения стало питание в детских садах: с переходом на комплексное обслуживание меню дошкольников изменилось.«Я провела опрос в нескольких детских садах Москвы, – оценка питания оказалась ниже, чем оценки ухода, воспитания, обучения дошкольников», – сообщила член Рабочей группы, кандидат социологических наук Ольга Савинская.

В связи с этой проблемой она напомнила и о группе детей-аллергиков, для которых правильно подобранный рацион жизненно важен:«К сожалению, наш город не самый экологически чистый, и в последнее время мы все чаще слышим о загрязнении воздуха. Число аллергиков как среди взрослых, так и среди детей постоянно растет. Особенно распространена пищевая аллергия. Поэтому необходимо принять комплекс мер, чтобы увидеть эту проблему на раннем этапе и постараться ее предотвратить. Я предлагаю ввести фактор гипоаллергенности при составлении детского меню».

По итогам круглого стола были сформулированы основные предложения участников:

– наладить связь управляющих советов учреждений дошкольного образования с руководителями образовательных комплексов;

– вернуть в штат сотрудников детских садов и яслей поваров, медицинских работников, логопедов;

– нормировать оплату труда педагогов и воспитателей;

– организовать курсы повышения квалификации по дошкольному образованию для руководителей образовательных комплексов, у которых нет заместителей по дошкольному образованию;

– внести в перечень госуслуг города Москвы нормативы по работе с детьми с ОВЗ;

– предложить Московской городской Думе сформировать рабочую группу с привлечением независимых экспертов, представителей общественности, счетной палаты – для проведения всесторонней экспертизы результатов реформирования городской системы образования.

Руководитель Межкомиссионной рабочей группы Александр Фролов сообщил, что все вышеперечисленные предложения будут направлены Департаменту образования города Москвы, Правительству Москвы и Московской городской Думе.

Источник: Общественная палата города Москвы, 26.06.2014

АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ: Ольга Савинская, член Межкомиссионной рабочей группы по общественному контролю за модернизацией образования города Москвы