Негосударственное дошкольное образование: быть или не быть?

10 февраля в Лаборатории экономико-социологических исследований прошел семинар серии «Социология рынков», посвященный негосударственному дошкольному образованию. Доцент департамента социологии и руководитель научно-учебной группы «Стратегии смешивания методов в социальных исследованиях» Ольга Савинская рассказала о становящемся рынке услуг, предоставляемых негосударственными образовательными организациями, преимуществах и недостатках государственных учреждений – муниципальных детских садах, а также о проблемах выстраивания государственно-частного партнерства в данной области.

Докладчица отметила, что, по мнению ЮНИСЕФ, дошкольное образование в России, сформировавшееся в течение XX века, имеет свою культурную уникальность. В советское время оно возникло в ответ на запрос о совмещении работы и воспитания детей матерью, а также служило инструментом обобществления функций воспитания. Новый закон «Об образовании в РФ» продолжает декларировать общедоступность и бесплатность дошкольного образования, считая его базовой, но необязательной ступенью общего образования. Однако в реальности общедоступность оказывается под вопросом на фоне сокращения числа государственных садов в 1990-е годы и роста рождаемости в последние 10 лет. Матери вынуждены становиться в очередь в первые дни после получения свидетельства о рождении ребенка, не имея возможности вернуться на рынок труда до момента, когда ребенок наконец получит место в детском саду. При этом, несмотря на то, что матери по-прежнему остаются основным агентом ухода за ребенком, детские сады как социальный институт выравнивают гендерные роли в семье – в семьях, где ребенок посещает детский сад, отцы в большей степени вовлечены в воспитание уход за ребенком.

Рассмотрев вопрос, как государство и законодательные инициативы конструируют систему массового дошкольного образования и регулируют порядок и правила оказания услуг, докладчица коснулась также примеров того, как в подзаконных актах находят отклик потребности нового, негосударственного сектора дошкольного образования. Так, например, в 2014 году появились новые СанПиНы для семейных детских садов или домашних мини-центров, организуемых в жилых помещениях. Негосударственный сектор получил возможность развиваться, но ему тяжело конкурировать с государственными учреждениями, которые получают нормативное финансирование от государства, имеют историю и кредит доверия населения. Доля негосударственного сектора на данном рынке составляет всего 1,8%, и задачей, поставленной в 2012 году Министерством образования и науки в дорожной карте «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» является его увеличение до 10% к концу 2018 года. Однако такой результат является труднодостижимым ввиду трудностей как организационного, так и институционального характера. Вероятно, поэтому в редакции «дорожной карты» 2014 года запланированный для 2018 года показатель был снижен до гораздо менее оптимистичной цифры в 2,2%.

Ольга Савинская также рассказала об исследовании, которое было проведено в Москве, Санкт-Петербурге и Казани в 2012 году при поддержке АНО «Совет по вопросам управления и развития». Оно выявило ряд недостатков системы государственных дошкольных учреждений. Так, исчезновение яслей, однообразное питание, жесткий график работы садиков (с 7:00 до 19:00), а также другие факторы, связанные с режимностью и унификацией воспитательного процесса, заставляют родителей отдавать предпочтение негосударственным учреждениям, которые предоставляют более гибкие условия. Камнем же преткновения для многих родителей становится существенная разница в цене. Сотрудники и директора частных садов отмечают, что отсутствие субсидий, механизма подушевого нормативного финансирования, распространяющегося на все типы образовательных организаций, а также консультативной, методической, юридической и административной поддержки, а льготных цен на аренду помещений формируют высокие цены в негосударственном секторе, в результате чего родители выбирают муниципальные детские сады.

Вместе с тем, в ряде регионов существуют программы развития негосударственных организаций дошкольного образования и досуга, которые уже начали давать свои плоды. Если государство обратит большее внимание на негосударственные дошкольные организации, это сможет помочь им развиваться в приемлемом темпе.

Тема доклада вызвала оживленную дискуссию. В первую очередь, обсуждался вопрос, можно ли называть дошкольное образование рынком, и если да, существует ли на нем конкуренция в привычном смысле этого слова. Старший научный сотрудник ЛЭСИ Андрей Шевчук высказал предположение, что конкуренция происходит за потребителя, поскольку родителя сначала нужно привлечь в частный сектор, а потом удержать в нем и заставить забыть о вопросе стоимости услуг. Тему продолжила преподаватель департамента социологии Наталья Халина, отметившая, что нельзя всё дошкольное образование рассматривать как нечто единое, с точки зрения конкуренции необходимо рассматривать, какие услуги предоставляют и какие не предоставляют организации. Также была поднята тема доступа негосударственных детских садов к выстраиванию образовательных комплексов с определенными школами: часто для муниципальных учреждений данная практика выступает в качестве конкурентного преимущества.

В конце семинара Вадим Радаев задался вопросом о том, есть ли у нынешнего дошкольного образования идеология, хотя бы отдаленно напоминающая задачи детских садов советского периода. Ольга Савинская ответила, что видит в недавно принятом государственном образовательном стандарте поворот на индивидуализацию образовательного процесса и реагирование на запросы каждого потребителя услуг важный концептуальный поворот в дальнем развитии дошкольного образования, хотя это и вызов, и стимул для серьезного изменения ежедневных практик каждого сотрудника детского сада.

Полина Попова, специально для Новостной службы портала

Источник: Лаборатория экономико-социологических исследований, 17.01.2015