Норвежские ценности

Сдержанность и трудолюбие, уважение к старшим, любовь и трепетное отношение к природе, стремление к независимости и равенству, умение работать сообща — вот лишь часть национальных черт норвежского характера, который нация воспитывала в себе столетиями и продолжает это делать по сей день. Разница лишь в том, что сегодня воспитание происходит на более сознательном уровне, чем, например, тысячу лет назад. И начинается все, как это часто бывает, с семьи.

Все мы родом из детства, а потому основополагающие нормы поведения закладываются в норвежцев в самом раннем возрасте. Декретный отпуск в Норвегии не слишком длительный: чуть больше года, по окончании которого мама вправе вернуться на работу или же остаться дома воспитывать ребенка (за что правительство выплачивает ежемесячное пособие — «на няню»). Несмотря на то, что в последнее время, согласно исследованию Организации экономического сотрудничества и развития, все больше женщин предпочитает второй вариант, традиционный выбор в пользу работы по-прежнему превалирует. Для многих российских семей этот факт может показаться шокирующим: как так, отдать в ясли такого кроху? Однако в Норвегии принято считать, что это, во-первых, воспитывает в детях самостоятельность, а во-вторых, помогает женщинам оставаться социально и экономически активной единицей общества, что в конечном итоге положительно сказывается не только на финансовом благосостоянии семьи, но и на психологическом здоровье мамы. Кстати, равенство в правах между полами достигается в Норвегии не только относительно коротким декретным отпуском для мам, но и возможностью взять таковой папам: по закону им положено 14 недель отпуска по уходу за ребенком. Норвегия была первой страной в мире, которая еще в начале 1990-х законодательно закрепила отцовский декрет, так называемую «папину квоту». Сегодня по этому пути идут и другие европейские страны, не так давно аналогичный законопроект был разработан в Швейцарии.

Куда приводит детство

Детские сады в Норвегии — явление очень популярное. По статистике, дошкольное образовательное учреждение посещают 9 из 10 маленьких норвежцев в возрасте от двух до пяти лет (в шесть лет дети идут в школу). На сегодняшний день в стране работает более 6500 детских садов (для сравнения, в Петербурге, население которого сопоставимо с населением Норвегии, действует около 1200 ДОУ).

Воспитанники детских садов в общем и целом проводят время так же, как и их сверстники в России: играют, рисуют, занимаются физкультурой, лепят, конструируют. Единственное различие — это то, как расставлены акценты. Так, в Норвегии малыши большую часть своего «рабочего» дня проводят на улице, причем прогулки обязательны в любую погоду — не важно, метель на дворе, град или снег с дождем: так дети, во-первых, закаляются, а во-вторых, знакомятся с природой, у которой, как известно, плохой погоды не бывает. Кроме того, в программе дошкольных образовательных учреждений нередки походы — в леса или горы, где маленькие норвежцы опять же учатся любить природу и общаться с ней на одном языке. Оттого неудивительно, что в выходные дни норвежцы буквально толпами отправляются отдыхать на природу: они с детства привыкли проводить время именно в такой обстановке.

Нередко при входе в детский сад можно увидеть развевающийся зеленый флаг — это знак того, что здесь особое внимание уделяется окружающей среде. В таких детсадах, помимо частых вылазок на природу, как правило, есть собственный огород, на котором воспитанники выращивают овощи и зелень, которые впоследствии сами же готовят и с великим удовольствием съедают. Вообще, любовь к свежим овощам и фруктам прививается норвежцам с самого раннего детства: многие развивающие программы, которые применяются в образовательных учреждениях, включают в себя, в частности, уроки по приготовлению блюд из овощей и фруктов. Так в детях воспитывается самостоятельность и прививается привычка к правильному питанию. Кстати, судя по исследованиям, старания педагогов не напрасны: по статистике, ожирением страдает всего 10% норвежцев, в то время как по Европе средний показатель составляет 17%, выше в стране и средняя продолжительность жизни: 84 года против средних по Евросоюзу 83 лет.

Интересно, что, в отличие от России, в Норвегии бабушки и дедушки активного участия в воспитании внуков не принимают. Возможно, причина в том, что норвежцы привыкли быть самостоятельными и не нуждаются в помощи старших, а может, причина в уважении к возрасту: родители уже внесли свою лепту в общество, дав воспитание и образование своим детям, и теперь они имеют полное право на отдых. Тем не менее на каждый праздник семьи собираются вместе и дарят друг другу настоящие горы подарков. Иногда простое семейное торжество превращается в грандиозное мероприятие, когда для праздника арендуется большое кафе или даже школьный спортзал. Для норвежцев это не в диковинку: семья есть семья, а забывать о своих корнях — в высшей степени безнравственно. И в этом — старинная норвежская мудрость. Ведь, как сказал Эдвард Григ, «быть старым — великое искусство, но еще большее искусство — быть молодым и понимать, как следует относиться к старости».

«Мама — летчик? Что ж такого?»

Школьное образование в Норвегии бесплатное, так что родителям учеников ничего, кроме ранца, покупать не надо: все — от ручек и тетрадей до учебников — предоставляет школа. За партой норвежцы проводят 13 лет: четыре года — в начальной школе, и по три — в старшей начальной, средней и старшей.

В школах курс воспитания и образования тот же, что и в детских садах: кроме традиционных дисциплин, дети постигают навыки общения и совместной работы, а также продолжают учиться любить природу (есть даже специальные занятия, на которых ученики с учителем отправляются в походы, где осваивают навыки разведения костров, ориентирования на местности). Интересно, что отметок вплоть до восьмого класса не ставят: таким образом делается акцент не на соревновательном моменте и бессмысленном зазубривании материала, а на осознанном постижении действительно интересных и важных для конкретного ребенка вещей. Основное внимание учителей направлено на то, чтобы научить своих подопечных работать сообща, в коллективе, ведь наиболее полно и гармонично личность развивается именно во взаимодействии, в совместной работе. Во главе угла стоит личность каждого учащегося: ведь тот опыт, который ребенок получит в детстве, как положительный, так и отрицательный, обязательно скажется на его дальнейшей жизни, а потому надо сделать все, чтобы вырастить в ребенке в первую очередь гармоничную личность, человека, который в будущем выберет исключительно свой путь, не в угоду надуманным общественным нормам, а следуя собственному призванию. Ведь ничего постыдного в том, чтобы пойти работать столяром, нет: если эта деятельность приносит удовлетворение, дает возможности для развития и раскрытия своего потенциала, то почему бы не приобрести эту специальность? Кстати, никаких гендерных стереотипов в норвежском процессе образования не допускается, а потому выбрать профессию столяра может и девочка: какая, в конце концов, разница?

Для россиян многое из того, что считается нормой в образовательной системе Норвегии, может показаться необычным, непривычным или даже шокирующим. Однако судить не нам: о том, что государство значительно преуспело в деле заботы о своем населении, лучше всего свидетельствуют цифры. Так, Норвегия не один год подряд лидирует в списке стран по Индексу человеческого развития, который учитывает такие показатели человеческого потенциала, как уровень жизни, грамотности, образованности и долголетия. А более узкие исследования, проводимые, в частности, Организацией экономического сотрудничества и развития, только подтверждают превосходство Норвегии во многих областях человеческой жизни, а главное — в удовлетворенности самих жителей: 81% норвежцев при опросе считает, что в течение дня они чувствуют гораздо больше положительных эмоций, чем отрицательных.

Алина Башкеева

Источник: Коммерсант.ru, 31.10.2014