С коляской по Москве? Да ты, мать, рехнулась!

Корреспондент «Комсомолки» выясняла, какие препятствия ждут тех, кто решится на путешествие с коляской по городу

— Никакого такси! Только пешком и на общественном транспорте, — напутствовали мы нашу Алину. И она покатила коляску навстречу приключениям. Маршрут такой: в будний день посетить с коляской поликлинику в самом обычном (не близко, но и не далеко от центра) районе — Савеловском, доехать на автобусе до метро, добраться с помощью подземки от «Динамо» до парка Горького.

ПОЛИКЛИНИКА: ПАРКУЕМСЯ НА ТРУБЕ

Филиал поликлиники

№ 39, что на 1-й Хуторской улице на севере Москвы. Тут у них для колясок целая парковка — к стене приварили длинную трубу. Извлекаешь чадо из коляски и пристегиваешь ее на обычный велосипедный замок… А иначе угонят!

Тут же болтаются пять тросиков с замками. Наверное, администрация закупила?

— Нет, это постоянные посетители оставляют, чтобы с собой не таскать, — объясняет охранник.

Завозить коляску внутрь помещения не положено. Да и попробуй ее туда затащить: на крыльце четыре высоченные ступеньки. Пандусов нет. Впрочем, у охранника оказалось доброе сердце. Он отправил меня в ближайший магазин автозапчастей — покупать «запорное устройство». Даже адрес дал. Веселенькое дело: приходит мама с пупсом на прием, а ее разворачивают в автозапчасти. Конечно, постоянные клиенты поликлиники в курсе. А вот новичков ждет неприятный сюрприз.

Пока разведывала обстановку, мимо меня прошла молодая мама с двумя карапузами. Одного тащила под мышкой, второго за руку. Старшему от силы года три.

Коляски, говорит, есть, но страшновато их тут оставлять, проще вот так, на руках…

Ситуация вздесь, конечно, нетипичная. Большинство социальных объектов в Москве все-таки пандусами оснастили. В поликлиниках для  колясок предусмотрены внутренние «парковки» — комнатки при входе. На колесах же грязь, которую в коридоры и медкабинеты заносить нельзя.

АВТОБУС: ТАЩИМ НА СЕБЕ

Приступаем к транспорту. До станции метро «Динамо» отсюда идет 84-й автобус. А вон и остановка. Пробираюсь к ней через лабиринт брошенных прямо на тротуаре машин. Хамство одними законами не победишь… А вот съезды с бордюров — дело хорошее. По всей Москве уже их сделали: яркие, ребристые.

Двери в автобусе широкие — хоть две коляски провози. Раньше был поручень — торчал, как шест в стриптиз-баре. Теперь его нет, удобно. И ступенек нет. Но коляску все равно пришлось до уровня пола поднимать на руках. Никаких выдвижных площадок или полозьев не предусмотрено. А ведь как удобно, например, в Америке: автобус подъезжает и «кланяется» правым боком — опускает уровень пола в салоне до уровня тротуара. Таскать ничего не надо. Хоть с ребенком, хоть в инвалидной коляске — заезжай без проблем. Есть, говорят, похожие модели и в Москве — с выдвижными трапами, по которым можно заехать в салон. Но я пока таких не встречала…

— Метро «Динамо»! — прервал мои мечтания дикторский голос. Выходим в обратном порядке — сначала спрыгиваю сама, затем на руках спускаю коляску. И пачкаю колесами новые джинсы. Как говорят в интернете, печалька…

МЕТРО: СРАЖЕНИЕ В ДВЕРЯХ

Двери-убийцы на входе на станцию метро «Динамо» — как в компьютерной игре: попробуй увернись! На помощь приходит мужичок:

— Давайте придержу!

— Спасибо, не перевелись еще джентльмены, — бормочу я, протискиваясь в дверной проем. Мне всегда было интересно: почему на входах в подземку такие тяжелые и такие узкие двери? И бьются ох как больно!

А если рыцаря не окажется рядом? Коляска еле проходит, дверь налегает…

Ладно, катим дальше. Стоп! А вот и следующее препятствие — турникеты. Их здесь пока не заменили на прозрачные пластиковые дверцы. Эти тоже ударят — мало не покажется. Кто их вообще проектировал? Суровый, видать, инженер — с таким не забалуешь…

А тут еще кошелек с проездным, как всегда, в сумке потерялся. Народ заметно напрягается. Эй, граждане, толкаться совсем необязательно!

— С коляской по городу? Да ты, мать, рехнулась, — сочувственно кивает мне какая-то пенсионерка. «Иди себе, добрая женщина», — думаю…

Ну наконец-то! Нашелся кошелек. Турникет подмигивает зеленым и… бьет прямо по коляске. А если бы там сидел настоящий ребенок?

— Побыстрее проходите! — равнодушно приободряет меня тетушка в метрополитеновском прикиде. Никаких широко анонсированных «помогаев» — специальных людей, которые приходят, как те Чип и Дейл, на помощь инвалидам и таким, как я, что-то не заметно. Перерыв у них, видно… Кажется, я теперь понимаю, почему наши паралимпийцы рвут всех на соревнованиях

ЭСКАЛАТОР: ГДЕ МОЯ ТРЕТЬЯ РУКА?

Следующее испытание — неумолимый эскалатор. Поперек коляску не поставишь, только вдоль, на двух колесах. «Стойте слева, обгоняйте справа!» — командует в репродукторе метротетя. Кстати, будь со мной ребенок, я по метрополитеновским правилам должна была бы взять его на руки. Чем же тогда держать коляску? Чем держаться за поручень? А если эскалатор неожиданно остановится? Представить страшно! Я же тогда покачусь с младенцем прямо по ступенькам!

Новые станции метро оборудованы лифтами для инвалидов и мам с колясками. А что же делать на старых станциях? Туда, получается, вход, а точнее, въезд тем, кто на колесах, вообще закрыт?..

С этими печальными мыслями выхожу на перрон. В вагоне народу уже полно, хоть и не час пик. Люди расступаются. Но сесть не предлагают. Парень, что ближе всех ко мне, имитирует крепчайший сон — заморился, видать, уработался…

На станции метро «Белорусская», как всегда, толпа. И переход со ступеньками на Кольцевую. Что делать, поднимаю коляску, тащу на руках. Тут уже никто не кидается мне помогать. Народ в основном приезжий, с поезда, все чемоданами и сумками толкаются, самим тяжело…

На станции метро «Октябрьская» снова длиннейший эскалатор, еще одно сражение с дверью на выходе — и… свобода!

Легко скатываемся по тротуару, огибая выбоины в асфальте. И вот они, родненькие! Из перехода выглядывают швеллеры — полозья, по которым можно ездить на колесах вверх и вниз. Но что ты будешь делать — они шире, чем коляска! Ехать можно только двумя правыми или двумя левыми колесами. Вот почему все у нас не слава богу?..

В парке Горького перевожу дух. Ни тебе дурацких необъятных лестниц, ни бордюров… Доступная среда. Она потихоньку «расползается» по городу. Взять, к примеру, удобную и приятную Крымскую набережную или пешеходные зоны в центре — там все по уму и местами совсем Европа. А как преобразились в последнее время парки! Но это оазисы среди равнодушного к слабым горожанам мегаполиса…

Собираюсь с силами. Впереди меня ждет обратный путь. Похожий на игру-бродилку, в которой новое тяжелое испытание ждет тебя за следующим поворотом.

Александра КРЫЛОВА

Источник: «Комсомольская правда», 21.04.2014, 01.00