Решение проблемы нехватки детсадов — приоритет номер один

24 декабря 2012 16:30 «Красноярский краевой портал»

Для того чтобы избавиться от нехватки детсадов, не обязательно их строить. Новые рецепты решения старой проблемы подойдут для большинства территорий.

В России не должно остаться очередей в детсады к 2016 году — таков срок, обозначенный в последнем президентском послании. Учитывая прошлые попытки избавиться от этой проблемы, столь короткий период выглядит нереальным. Однако так может показаться, если применять старые методы. На Губернаторском совете, посвящённом дошкольному образованию, были предложены очевидные, хотя не везде и не всеми использовавшиеся ранее приёмы.

Сегодня в Красноярске около 14 тысяч дошколят ждут своей очереди в детские садики. В других крупных городах количество ребятишек меньше, но проблема стоит не менее остро. Мы живём в период бэби-бума, а это означает, что с годами детей будет всё больше. Кажущийся очевидным вывод — строить больше садов — на поверку не везде правилен и логичен. Конечно, в идеале так можно было бы решить проблему. Но очевидно, что сегодня построить по детсаду в каждом посёлке и городе невозможно. Просто денег на всё и всех не хватит. Да и, откровенно говоря, не везде это нужно.

По словам губернатора Красноярского края Льва Кузнецова, такое решение проблемы как строительство вполне справедливо для крупных городов. Однако во многих территориях можно вполне успешно решать проблему нехватки детских садов при помощи уже имеющихся ресурсов. Главное — чтобы было желание местных властей. Однако в том то и проблема — так бывает не всегда и не везде.

Простая иллюстрация из эвенкийского Байкита — муниципалитет просит построить новый детский сад. Когда начинают выяснять потребности территории, оказывается, вполне можно обойтись и без этого объекта — в посёлке есть помещение, которое можно использовать под садик. И схожих ситуаций, когда вроде бы что-то есть, но как бы и нет, на самом деле не так уж и мало. Иногда для решения проблемы достаточно просто посмотреть по сторонам. Некоторые муниципалитеты пытаются «выбить» садик при уже существующих якобы «забитых до отказа» дошкольных учреждениях. На поверку оказывается, что в «переполненных» группах уже работает несколько десятков сотрудников обслуживающего персонала, а занимается всего пять малышей. Это, конечно, случай из ряда вон. Однако проблема комплектности садика в 70% — не такая уж и редкость в крае.

— Многое зависит от позиции первого руководителя в территории. Если есть желание, заинтересованность искать новые пути — использовать уже имеющиеся помещения в самих садиках, школах, перенастраивать расписание… Всё это требует не так уж и много средств. Главное желание и активность. Уверен, что мы должны сначала исчерпать весь ресурс имеющихся возможностей в самой территории, а уж потом выделять средства на капитальные расходы, — отметил Кузнецов.

Губернатор поручил в течение двух месяцев создать в каждом муниципалитете собственную программу развития сети детских дошкольных учреждений с учётом именно этого фактора. Кстати, в некоторых территориях уже давно и успешно применяются «нестандартные подходы». К примеру, в Иланском районе хотя бы и единично, но внедряют систему домашних детских садиков. А если кто-то из ребят по тем или иным причинам вынужден длительное время пропускать, его место на время занимает очередник. Очевидно, что всё это локальное решение проблем. Однако именно благодаря таким методам в Иланском частично удалось снизить напряжение.

По словам министра образования края Вячеслава Башева, чтобы комплексно решить проблему, в регионе планируется реализовать ряд мер. Так, он предложил ввести для учреждений, так называемое «подушевое» финансирование. Сейчас учреждение получает средства «по формуляру» — некоему среднестатистическому показателю. Однако было бы гораздо справедливее, если бы деньги выделялись на каждого ребёнка. Таким образом, у самих руководителей садиков не было бы соблазна группы собирать поменьше, получая равные средства.

Очевидно, что проблема нехватки мест не упирается исключительно в организационные вопросы или банальное физическое отсутствие этих самых мест. Мы можем сделать садик комплектным, создать дополнительные группы для дошколят… Но кто будет работать с детьми? Воспитатель и нянечка — не самые высокооплачиваемые профессии в образовании.

Кузнецов отметил, что необходимо попутно решать и кадровый вопрос — постепенно повышать заработную плату специалистов, использовать возможности, которые предоставляет государство. Одним из эффективных средств, по словам Кузнецова, мог бы стать переход учреждения на автономную форму работы: «Некоторые опасаются или не знают об этом. Но ведь именно эта форма даёт учреждению больше возможностей для самостоятельного заработка. А это дополнительные средства на саму зарплату, ремонт… Чтобы достичь успеха, мы должны проявлять больше активности».

Автор: Марк ЗАХАРОВ