Социальная ответственность по-немецки


ГЕРМАНИЯ | 04.09.2009 

http://www.dw-world.de/dw/article/0,,4623025,00.html

Сегодня в Германии модно проявлять социальную ответственность. В противном случае бизнесмены рискуют лишиться не только репутации, но и потерять прибыль.

Среди немецких бизнесменов стало популярно говорить о социальной ответственности. Как грибы после дождя появляются компании, которые дают консультанции немецким предприятиям по вопросам этики и морали. Есть даже специальная награда для самого социально-ответственного предприятия. Победителя награждают престижной премией Arbeit Plus («Работа плюс»).

Следуя примеру США, немецкие предприниматели открывают в своих офисах целые отделы, которые следят за соблюдением моральных, этических и экологических норм. В прошлом году министерство труда и социальных дел ФРГ представило широкой общественности национальную стратегию по корпоративной социальной ответственности.

Что значит в Германии «социальная ответственность»?

Согласно этому документу, социально-ответственным немецкое предприятие может назвать себя в том случае, если его руководство заботится о создании комфортного климата на рабочем месте, создает места для обучения молодых специалистов, не нарушает права персонала, выплачивает зарплату в соответствии с тарифным договором, ведет дружелюбную политику по отношению к семейным сотрудникам, заботится о повышении квалификации своих кадров, ценит компетенцию и опыт пожилых коллег, а также сотрудников, имеющих инвалидность, и работает по экологическим нормам, не причиняя вреда окружающей среде.

Профессор Европейской школы менеджмена и технологий EMTS в Берлине Константин Коротов наблюдает практику работы различных компаний по всему миру. Он считает, что условия труда в Германии одни из самых лучших в мире.

«Работающие люди в ФРГ наиболее защищены. Здесь наиболее успешно применяется охрана труда, — считает Коротов. — Здесь применяются правила и подходы, которые позволяют рабочим психологически и комфортно ощущать себя на месте».

По словам российско-немецкого эксперта, безопасные и комфортные условия труда, психологический климат, в котором люди себя чувствуют уважаемыми, защищенными от произвола от конкретного руководителя или начальника-самодура, способствуют повышению производительности труда.

Давняя традиция

Социальная ответственность бизнесменов в Германии имеет давнюю традицию. Еще в XIX веке предприниматели, воспитанные на христианских ценностях, считали своим долгом не только выплачивать зарплату своим работникам, но и начислять им пенсию.

После Второй мировой войны за рыночной системой ФРГ прочно закрепился атрибут «социальная». А в Основном законе появилась статья 14, которая гласит: «Собственность обязывает. Пользование ею должно одновременно служить общему благу». Так немецкая модель социально-ответственного предпринимательства стала неотъемлемой частью рыночной системы на западе страны.

Еще одна причина, которая привела к столь благоприятной ситуации в Германии, — это ситуация жесткой конфронтации западной системы и социалистического режима ГДР, где господствовал коммунизм. Такого мнения придерживается немецкий профессор по экономике и ведущий эксперт по вопросам корпоративной ответственности Йозеф Виланд (Josef Wieland).

«Немецкий бизнес находился под перманентным давлением, так как должен был постоянно доказывать своим работникам, что условия труда при рыночной системе экономики намного лучше, чем при социалистической», — считает Виланд.

Как показывают последние опросы, 20 лет спустя после объединения Германии 32 процента западных немцев имеют положительное мнение о немецком бизнесе. На Востоке страны этот показатель меньше и составляет 18 процентов.

Ответственность не только перед сотрудниками, но и перед обществом в целом

По словам профессора Виланда, социальная ответственность в Германии приобрела особое значение: «Детский сад на предприятии, дополнительная медицинская страховка, комфортные условия работы, охрана здоровья — это традиционные ценности немецкого бизнеса». Виланд в этой связи указывает, что новым все чаще обсуждаемым аспектом данной темы является вопрос корпоративной ответственности не только перед своим персоналом, но и перед обществом в целом.

Профессор считает, что из-за глобализации наряду с традиционными немецкими предпринимательскими ценностями, неотъемлемой частью этической культуры немецких компаний становятся новые вызовы. К ним относятся следующие: борется ли компания против использования труда детей и заключенных на производствах своих филиалов в странах со слабо развитой экономикой, соблюдаются ли ею экологические стандарты, экономно ли она использует энергию.

Как рынок контролирует этику компаний

По словам Йозефа Виланда, в Германии от социальной ответственности (или безответственности) компании напрямую зависит фактор ее успеха на рынке и размер прибыли. «В первую очередь речь идет о репутации компании, — отметил профессор Виланд в интервью Deutsche Welle. — Немецкие потребители в целом критичны. Они не готовы покупать продукты, произведенные на предприятиях, где используется детский труд, где господствуют плохие условия труда и ущемляются интересы трудящихся».

Во-вторых, отметил эксперт, чем лучше рабочий климат, тем меньше текучка кадров. В третьих, социальная ангажированность компаний открывает новые перспективы предпринимателям для участия в политических процессах страны.

По оценке профессора Виланда, зачастую именно рынок выступает в роли своеобразного контролера компаний на предмет их социальной ответственности. Так, недавний скандал в одной из сетей немецких супермаркетов, где велась тайная слежка за персоналом, привел к снижению ее оборота. Помимо этого, контроль осуществляется профсоюзами, которые в Германии имеют сильное лобби, а в последнее время все чаще и самими предприятиями, которые на добровольных началах вводят в своих компаниях этические кодексы поведения руководящего звена и рядовых сотрудников.

Ситуация далека от идеала

Несмотря на сравнительно высокий уровень социальной ответственности немецких компаний, ситуация в Германии в нынешнее время все-таки далека от идеальной.

Нередко в целях экономии средств предприятия прибегают к использованию низкооплачиваемого труда временных сотрудников, либо бесплатного труда практикантов и стажеров. Немецкие профсоюзы жалуются на многочисленные отказы оплатить сверхурочный труд, ухудшения условий работы, а также невозможность получения постоянного контракта давно работающими временными сотрудниками.

 

Автор: Оксана Евдокимова

Редактор: Глеб Гаврик