От учителя-«полицейского» к учителю-«партнеру»



Круглый стол в МГД: «Современный учитель как педагог и психолог»

12 декабря в рамках заседания комиссии Московской городской Думы по науке и образованию состоялось заседание круглого стола на тему «Современный учитель как педагог и психолог: разработка стандарта высшего профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование».

Как сообщает пресс-центр Мосгордумы, в заседании приняли участие представители Министерства образования и науки РФ, Департамента образования города и окружных Управлений образования, Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ), Федерации психологов образования России, эксперты в области высшего и среднего образования, директора школ, педагоги, воспитатели, представители родительской общественности.

Открывая заседание, председатель комиссии Евгений Бунимович обратил внимание на то, что сегодня школа в большей степени, чем ранее, ориентирована на психологию: взаимоотношениям учителя и учеников, учителя и родителей, учеников между собой, директора и учителей уделяется гораздо большее внимание. «Сегодня учитель не может не быть психологом», — подчеркнул депутат, отметив при этом, что главный акцент сейчас делается на психологической подготовке будущего педагога начальных классов и воспитателя детского сада: ведь формирование личности ребенка должно происходить на самых ранних этапах.

Какие же требования к воспитанию личности предъявляет сегодня общество и государство? Как сказал Президент Федерации психологов образования России, ректор МГППУ Виталий Рубцов, главными качествами этой личности должна быть креативность, активность, умение искать и находить средства решения любой задачи. А это значит, что таким должен быть, в первую очередь, педагог — воспитатель или учитель. Специалистами МГППУ под руководством Виталия Рубцова был разработан проект нового государственного стандарта подготовки бакалавров и магистров по направлению «Психолого-педагогическое образование».

По мнению разработчиков проекта, ориентация на развитие учащихся в процессе обучения, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала не достигается простым увеличением числа психологических дисциплин в образовательных программах вузов. Необходимо превратить педагогическое образование в психолого-педагогическое.

В этой ситуации главным содержанием, объединяющим в единое направление разные профили подготовки («воспитатель», «учитель начальных классов» и др.), является формирование у будущих педагогов таких знаний и компетенций, которые позволят им вне зависимости от конкретных профессиональных задач организовывать и осуществлять процессы воспитания и обучения: «Не обучать, а делать обучение условием для развития учащихся», — подчеркнул Виталий Рубцов.

На заседании круглого стола рассматривался не только представленный проект — обсуждались общие вопросы воспитания и обучения детей; требования, предъявляемые к современным педагогам, методология их подготовки.

По мнению директора Центра образования №548 «Царицыно» Ефима Рачевского, задача педагога не «натаскать» ученика, а сберечь его базовые способности и максимально развить их. Еще более жестко сформулировал задачу директор школы №57 Сергей Менделевич: «Мы должны перейти от учителя-«полицейского» к учителю-«партнеру». Понятно, что для этого студенты педагогических вузов должны получить соответствующую психологическую подготовку.

Начальник Управления образования Центрального административного округа Вера Лопатина считает, что через психологическое образование следует «прививать» будущим педагогам умение уважать права ребенка, не наносить ему эмоциональный ущерб.

По мнению Ирины Ярчак, председателя Совета родительской общественности города Москвы, студентов педвузов надо обучать еще и умению общаться с родителями учащихся: это очень непросто, особенно начинающему педагогу.

По итогам обсуждения участники круглого стола приняли резолюцию, в которой говорится об их поддержке и одобрении проекта государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование». Рекомендовано внедрить его в систему вузовского образования России.

 

«Вечерняя Москва» №230 (25008) от 12.12.2008

http://www.vmdaily.ru/article.php?aid=68805